Ольга Кондрашова
Конспект занятия «Приключение карандаша и гвоздика. Свойства дерева и металла»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.
Развивающие:
1. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
2. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект занятия „Приключение карандаша и гвоздика, Свойства дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Символ Победы. Гвоздика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла : гладкий - шершавый, шероховатый, теплый – холодный, прочный – хрупкий, тяжелый – легкий.
2. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.
3. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое, умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
2. Развивать любознательность и самостоятельность детей, повышать остроту зрения, зрительное внимание.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Ход НОД.
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй солнце, здравствуй земля.
Здравствуй небо, здравствуй вода.
Здравствуй мне, здравствуй тебе.
Здравствуйте всем нам.
- А сейчас мы с вами возьмемся за руки и образуем круг. Сегодня мы вместе узнаем много нового и интересного, а еще мы будем работать с волшебным экраном (показываю на экран).
(слайд № 2)
- Ребята, посмотрите что это? (дети смотрят на экран проектора). Правильно, к нам пришло смс – письмо. Вам интересно узнать, что в нем? Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята, мы с карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?»
(слайд № 3) Карандаш говорит, что он самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
А я – гвоздь утверждаю, что я главней, из металла гораздо больше нужных вещей изготавливают!
Ребята, помогите нам, пожалуйста, разобраться кто же из нас главнее и важнее!»
-Ну, что ребята, поможем карандашу и гвоздю?
Проблемная ситуация.
(Подходим к первому столу, на котором лежат две коробки).
- Посмотрите, ребята, какие красивые коробочки: в одной лежит гвоздик, в другой – карандаш.
- А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?
- А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)
- Если мы пошумим или потрясем коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
- А по запаху можно различить?
- Как же нам узнать?
- Ну, что откроем коробочки? (да) Но прежде чем достать предметы нужно вспомнить правила.
Правило №1 – будь осторожен с острыми предметами, не играй с ними.
Правило №2 – нельзя заталкивать в нос, ухо, рот, махаться гвоздиками или карандашами.
Правило №3 – гвоздик и карандаш нужно держать острым концом от себя.
- Из чего сделан карандаш? (из дерева)
- Из чего сделан гвоздь? (из железа, металла)
2. Основная часть (практическая)
- Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)
- А какие предметы делают из металла? (Ложка, вилка, кастрюля, плита)
- Что мы можем сказать? (есть много предметов и из дерева, и из металла)
(слайд №4) Привлекаю внимание к экрану.
- Но Гвоздь все не унимается : «Я Главней - у металла поверхность - гладкая! Вот!»
- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
- Возьмите металлическую пластину, обследуйте ее, затем деревянный брусок.
- Отличаются ли они? Чем?
- Какие они на ощупь?
- Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)
- А какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).
- Давайте повторим новое слово «шероховатая» (повторяем все вместе). (Можно растолковать слова – это мелкие колющиеся неровности)
- Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)
- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, гладкий, а дерево – теплое, шероховатое).
(слайд №5)
И Карандаш гордится этим.
- А еще он говорит, что дерево мягче металла.
- Как вы думаете, прав Карандаш?
- Как нам узнать? (проверить)
Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, если сравнивать с металлом, металл – прочный).
(слайд №6)
- Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Гвоздик и карандаш вам улыбаются потому, что вы молодцы! Они вас приглашают потанцевать, вставайте в круг (провожу физкультминутку под музыку).
(слайд №7)
- Гвоздик и Карандаш отправились на прогулку. Шли они, шли и вышли к речке.
Обрадовался Карандаш : «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».
А Гвоздик призадумался. Как вы думаете почему?
Как узнать, что поплывет, а что нет? (опыт проведем)
5. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой карандаши, затем гвоздики).
- Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)
- Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег (его может перевезти Карандаш)
Так они и сделали. Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.
Ребята, хотите, я вам покажу фокус с карандашом и гвоздиком. (Фокус с магнитом.) Почему гвоздь двигается, а карандаш лежит на месте?
Вывод. Железо притягивается к магниту, а дерево нет.
3. Заключительная часть (рефлексия)
Итог. Привлекаю внимание к экрану.
- Гвоздь и Карандаш говорят : «Спасибо вам, ребята, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного».
1. Что мы узнали из наших опытов? (что карандаш и гвоздь для нас оба важны).
2. Какие опыты вам понравились больше?
У меня есть волшебный карандаш. Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.
(Дерево : шершавое, шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое.
Металл : гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый).
А теперь, вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что вы отвечали на все вопросы правильно, значит, возьмите красный кружок, а если затруднялись с ответами - то синий.
- Карандаш и Гвоздик очень довольны, что решили на память подарить вам картинки – раскраски, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла. Подходите к столу и выбирайте любую.
Вы большие молодцы, всем спасибо большое.