Марина Лесных
Конспект занятия «О красоте дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Кокшинская специальная (коррекционная) школа-интернат
Устный журнал
«О красоте дерева»
Воспитатель: Лесных М. Г.
2012г
Цель: Формировать чувство близости к природе через изобразительное искусство и художественное слово.
Задачи:
1. Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (поэзии, живописи) и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.
Публикация «Конспект занятия „О красоте дерева“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2019
2. Способствовать познавательному развитию учащихся, расширять кругозор и обогащать словарный запас.
3. Воспитывать любовь и бережное отношения к природе, родным местам, малой родине- Алтаю.
Оборудование: демонстрационный материал — слайды с изображением разных деревьев, мультимедийный проектор, литература о поэтах.
Предварительная работа:
-наблюдение
-беседы
-заучивание стихов
-изображение дерева в различных техниках (граттаж, монотипия, печатание мятой бумагой, рисование кофе, гушью, акварелью).
Ход занятия:
1 часть: «Деревья нашего края»
В: Добрый день ребята и гости! Послушайте загадку и отгадка подскажет тему воспитательского часа.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём эта загадка?
Д: Эта загадка о дереве.
В: Итак, тема нашего занятия «О красоте дерева»
Цель занятия – почувствовать нашу близость к природе, рассматривая картины известных художников и читая стихотворения.
Послушайте информацию о лесах Алтайского края.
На территории нашего края огромную часть занимают леса. Лес кормил наших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца, ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей. Лес дал нам первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил топливом. Из леса делались дома и лодки, копье и соха, колыбель… Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которой дал лес. В настоящее время над нашими лесами нависла угроза уничтожения. Ребята, как вы думаете, как человек может сберечь лес?
Д: Нужно сажать новые деревья.
Нужно бережно относиться к лесу, не ломоть ветки.
Нужно беречь книги, бумагу, мебель, сделанную из древесины.
В: Все правильно, молодцы ребята. А что же такое лес? Конечно, это прежде всего деревья. Ребята, а какие деревья растут в нашем лесу?
Д: В нашем лесу растет береза, осина, сосна, рябина, дуб, клен.
В: Все верно. И сейчас мы поговорим об этих деревьях. Ребята, а какие бывают деревья?
Д: Лиственные и хвойные
В: Правильно, ребята. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т. д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Что вы можете сказать о деревьях?
Рассказыват о каждом дереве, показ слайдов.
Д: БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
В: Посмотрите, ребята, а это хвойный лес. Обратите внимание: ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
Рубрика «А знаете ли вы, что?»
1. Ребята, а знаете ли вы, что деревья растут только по ночам – с 9 час вечера до 6 час утра. Многочисленные измерения, проведённые учеными показали, что большая часть прироста приходятся на тёмное время суток, а остальное - на вечер. Между полуднем и 6 часами вечера деревья «отдыхают».
2. Скажите, а вы знаете, что такое кора (кора это верхний слой ствола дерева). Правильно. А знаете ли вы, что кора очищает воду? Воду, загрязненную нефтяными отходами можно очищать обычной древесной корой. После использования такая кора,пропитанная нефтью- отличное топливо.
3. Ребята, а вы знаете, что такое герб? Совершенно верно. А знаете ли вы, что государства брали своим гербом деревья (кстати, слово «херба» переводится как растение, трава, дерево) то пальмовую ветвь, то кленовый лист, то невиданный цветок дерева. Например, в Канаде символ- кленовый лист.
4. Скажите, а вы знаете кто такие йоги? Так вот, учителей знаменитый йогов непременно изображают сидящими под священными деревьями. А самого человека йоговской школы нередко изображают в виде дерева. Ученые обнаружили, что дерево может чувствовать. И потому не надо смеяться над теми, кто утверждает, будто чувствует настроение растений и даже разговаривает с ними. Помните, как мы разговаривали с деревом? Как это происходило? Расскажите.
Д: Во время прогулки мы подходили к березкам которые растут у нас на территории, общались с ними, они живые, теплые.
2 часть: Дерево в живописи.
В: Ребята, а вторая часть нашего занятия посвящается великим художникам, которые в своих картинах передавали красоту и величие леса.
Природа- великий художник. Многие поколения художников учатся у нее.
Показ слайдов.
Александр Витальевич Оболенский.
Суздаль. Старые деревья.
2001.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Деревья у озера.
1868
Архип Иванович Куинджи.
Закат с деревьями.
1876-1890.
Иван Иванович Шишкин.
Срубленное дерево.
1875.
Иван Иванович Шишкин.
Деревья.
В: Ребята, вам понравились картины? Подробнее рассмотреть эти картины и многие другие вы можете вот в этих книгах. (выставка)
Мы с ребятами тоже попробовали передать красоту дерева на листе бумаги с помощью различных техник и приемов. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Рассматривание рисунков с кратким описанием. (Что изображено, какая техника использована, понравилось ли изображать деревья)
3 часть: Образ дерева в поэзии.
Не только художники воспевали красоту природы, но и многие поэты черпали вдохновение в красотах, окружающих нас. Об этом мы и поговорим.
Корни мои в глубину прорастают,
Жадно прохладную воду глотают.
Строен и прочен, могуч и тяжел,
Соками жизни наполненный ствол.
Ветви упругие в небе стремятся
С облаком белым и ветром обняться.
Солнышко листьев лучами коснется -
Тайная жизнь в моих недрах проснется.
С белкой, жуком, муравьишкой и птицей
Всем, что имею, могу поделиться.
Ходят ко мне кабаны и олени,
Мох и лишайник мне греют колени.
Людям, бредущим по тропам лесным,
Я навеваю счастливые сны.
И, обитая в двух разных мирах,
Соединяю я звезды и прах.
В русской поэзии образам деревьев принадлежит важная роль, что обусловлено и природными факторами, и традициями, и многовековым земледельческим укладом жизни.
Хвойные леса передают иное настроение и смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя. Ель и сосна - символы долголетия, вечности. Сосны и ели представляют часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина.
В. Башкин.
«Сосны»
Хмурые сосны шумят под окном,
Ветер качает вершины их сонно.
Слышу, как шепчут они монотонно -
Все об одном, об одном.
Дуб – одно из самых мощных деревьев. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. Дуб – священное дерево у русского народа. Образ дуба присутствует в поэтических текстах А. Плещеева, А. Тимофеева, И. Ушкитина, А. Кольцова.
А. Фет
«Одинокий дуб»
. И под изрытою корою
Ты полон силы молодою.
Береза в народных поверьях исцеляющее, защищающее дерево. В России береза символизирует весну и девичество, является эмблемой молодых женщин; ее высаживают около домов, чтобы призвать добрых духов. Поэтический образ березы мы встречаем в поэзии С. Есенина, Н. Цыганова, Ф. Глинки, Н. Ибрагимова.
Береза, какой она предстает у С. Есенина, похожа на майское деревце русских народных обрядов: ветки заплетены в косы, ствол обряжен в холщовый сарафан или белую юбку. Сама березовая крона и ствол делают ее похожей на молодую женщину, заглядевшуюся в пруд, как зеркало.
С. Есенин
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
В русской поэзии за березой закрепился символ всей России. Береза стала образом Родины, Руси. Еше много стихов написано поэтами о рябине, осине, сосне, клене.
Давайте вспомним поэтические строчки, в которых присутствует образ дерева.
Белая берёза под моим окном.
С. Есенин
У Лукоморья дуб зелёный.
А. Пушкин
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
(М. Лермонтов)
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
(С. Есенин)
Итог занятия :
В: Предлагаю вспомнить, что вы узнали на занятии, что показалось наиболее интересным?
Чем мы занимались на занятии (на занятии мы говорили о дереве, о его красоте и пользе)
Что нового вы узнали (для меня было новым узнать, что кора деревьев очищает воду, и дерево растет только ночью)
Что показалось наиболее интересным для вас (мне очень интересно было рассматривать картины художников, слушать стихи поэтов)
Спасибо за хорошую плодотворную работу. Я увидела, как много вы знаете о своём крае,о лесах и о деревьях в частности. К сожалению, на одном занятии невозможно рассказать обо всём, чем знамениты и хороши наши леса. Давайте продолжим изучение сведений о деревьях. Хотя, я думаю, вы любите свою родину не за что-то, а просто потому, что вы здесь родились и растёте. Мы с вами должны понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, о родном крае есть забота о человеке, о его будущем. Благодарю вас за участие, а наших гостей за внимание. На этом занятие закончено. Всем спасибо.