Лилия Гайдарова
«Волшебный мир дерева и металла». Конспект занятия в средней группе по ФЦКМ
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир дерева и металла». Конспект занятия в средней группе по ФЦКМ.
Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева.
Задачи: Учить самостоятельно, определить материал, из которого изготовлен предмет.
Публикация «„Волшебный мир дерева и металла“, Конспект занятия в средней группе по ФЦКМ» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель:- Ребята, сегодня я шла к вам в детский сади по дороге встретила деревянную матрешку и железного дровосека. Стали они хвастаться. Дровосек гордо говорит, самое главное-это железо, а матрешка отрицает, нет, самое главное и нужное в жизни это дерево. Они долго спорили. И никак не могли решить кто из них главнее. Я сказала пойдемте со мной в наш детский сад. Мы все расскажем ребятам нашей группы, и они нам помогут разобраться.
-Ребята, поможем им, чтобы они никогда не спорили между собой, кто из них главнее.
Дети:- Да, поможем.
Воспитатель: -Давайте попробуем разобраться.
-Ребята, у меня на столе много разных предметов. Назовите их (дети называют, и воспитатель предлагает сказать, для чего нужен тот или иной предмет).
Вы видите, что все предметы разные. Нам нужно разделить все эти предметы на деревянные и металлические.
Я на поднос поставлю матрешку. Как вы думаете, какие предметы можно поставить к матрешке? (Если дети ставят игрушку, похожую по цвету, воспитатель напоминает им, что все игрушки надо разделить на две группы, а по цвету, все предметы разные - и красные, и желтые, и зеленые, и на две группы их не разделишь.)
Хорошо, я помогу вам. Я поставлю рядом с матрешкой пирамидку. Что же еще можно поставить? (предположение детей.) Из какого материала сделана матрешка? А пирамидка? (Тоже из дерева.) Есть у меня на столе еще предметы, сделанные из дерева? (Да.) Найдите их поставьте на поднос рядом с матрешкой и пирамидкой. (Дети выполняют задние).
Воспитатель спрашивает: «Из какого материла этот предмет? Почему ты решил эту ложку положить на поднос?»
Посмотрите, как много разных предметов вы положили на поднос. Но что же у них общего? Да, они все сделаны из одного материала - из дерева.
-Воспитатель: - Если они сделаны из дерева, значит они какие?
-Дети: деревянные.
А что же общего у тех предметов, которые остались на столе? Да, они все сделаны из другого материала - из металла, они какие?
-Дети: металлические.
(кубик, матрешка, пирамидка,игрушечный деревянный стол, игрушечный деревянный стул, ложка, машинка,железный крючок, металлический игрушечный половник, металлическая игрушечная кастрюля).
Ребята, предлагаю вам, на ощупь определить свойство матрешки и половника.
Дети передают по кругу предмет, совершают разные действия с предметом– гладят, пробуют переломить.
София, из чего сделана матрешка? (Из дерева.) Настя, какая матрешка? (Деревянная.) Семен, а половник он из какого материала? (Из металла.) Софи, зажми в кулачки предметы.
Какой предмет холоднее - металлический или деревянный? (Металлический.) Значит, о металле мы можем сказать, что металл- материал холодный, а дерево какой? (Теплый.)
-Если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? (Дерево.) Почему? (Потому что это материл теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло.)
-Если предложат установить дверь в квартире из металла или дерева, какой материал выберете (металл). Почему? (Потому что металл прочнее чем дерево).
-Если предложат сварить суп из металлической кастрюли и из деревянной, какой материал выберете. (Металл) Почему? (Потому что металл крепкий и не плавится на огне, а деревянная загорится).
Воспитатель:- А теперь посмотрите вокруг себя и найдите предметы, сделанные из дерева и металла.
-Дети находят в группе деревянные и металлические предметы и называют.
Физкультминутка:
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
на носочки надо встать.
Воспитатель:- ребята давайте немного поиграем в слова.
Игра называется «Доскажи слово»
Я буду говорить, вы будете продолжать.
1. Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя (кровать).
2. Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на (стуле).
3. С пирогами чай попьем,
За обеденным (столом).
4. Как приятно нашей Тане,
Поваляться на (диване).
5. Свитер, кофту, теплый шарф,
Аккуратно сложим в (шкаф).
Воспитатель:- Смотрите, сколько нужных вещей можно сделать из дерева.
-Ребята, а про металл, что можно рассказать?
Дети - металл гладкий, блестящий, серебристого цвета, прочный, твердый.
Опыт с металлом и деревом.
Емкость с водой, металлическая гайка, деревянная палочка.
Воспитатель: - ребята, давайте проведем маленький опыт.
(У воспитателя на столе стоят две банки с водой.) Посмотрите, у меня металлическая гайка. Аня, возьми гайку опусти его в банку с водой. (Ребенок выполняет указание воспитателя.) А Настя опустит в другую банку с водой вот этот кубик. Он из чего сделан? (Из дерева.) Что произошло с металлическим и деревянным предметами? (Металлическая гайка утонула, а деревянный кубик нет.) Почему металлическая гайка утонула, а деревянный кубик нет? (Предположение детей.)
Металлическая гайка утонула, потому что металл- материал тяжелый. А дерево какой материал? (Легкий.) Что же легче - дерево или металл? (Дерево легче, чем металл.) А что тяжелее? (Металл тяжелее, чем дерево.)
Делаю выводы:- независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а деревянные предметы держатся на воде, так как они легкие.
-Ребята, для чего нужен металл и дерево?
-Ответы детей.
- Ребята, мы узнали многое о дереве и металле : металл тяжелее, прочнее, холоднее дерева, а дерево легче, теплее и не прочный материал. И самое главное, что они нужные и важные в жизни человека. Надеемся, что матрешка и дровосек больше никогда не будут спорить между собой, кто из них главнее.
Ребята,а сейчас мы с вами сделаем маленькие подарочки для наших друзей.
Подойдите и выберите любой рисунок, который вам понравится и раскрасьте его (дарим рисунки дровосеку и матрешке).
Ребята, вы молодцы, давайте вспомним, что же мы узнали. Что вы можете сказать о металле? Это какой материл? (Холодный, твердый и тяжелый.) А дерево? (Дерево теплее и легче металла.) Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?
-Ответы детей.