Некрасова Ольга
Конспект ООД по ФЦКМ в подготовительной группе «Свойства дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства дерева и металла
Цель: Продолжать знакомить с различными предметами, их свойствами и качествами. Используя прием сравнения, продолжать знакомить детей с деревом и металлом, качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее, звонче дерева; Обогащение и активизация словаря.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по ФЦКМ в подготовительной группе „Свойства дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.
• Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.
• Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.
• Развитие словарного запаса, путем введения новых слов: свойства, опыт.
• Использовать опыт для нахождения истины.
• Воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за деревьями, за металлическими предметами.
Дидактическая игра «Поплывет-потонет», «Наоборот».
Развивающая среда:
- «Волшебный слон», цветные карандаши, таблицы наблюдения, гвоздь, молоток, карандаш простой, тазики с водой, свечка, ложки деревянные и металлические, металлические пластины и деревянные бруски по количеству детей, магниты, бросовый материал, подносы.
Методы и приемы:
Опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.
Форма работы с детьми:
Фронтальная и групповая.
Технология:
Исследовательская деятельность.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную лабораторию., но для того, что бы в нее попасть, вам необходимо отгадать загадки.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
2. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой? (Ступа)
3. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
4. Жил в каморке
С папой Карло,
Знал о жизни
Очень мало.
Всюду нос совал
Он длинный…
Кто же это? (Буратино)
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки, а теперь отправляемся в сказочную лабораторию. Нужно всем крепко взяться за руки, улыбнуться друг другу и произнести волшебные слова:
Сила знаний появись,
Дверь в науку отварись!
Раз, два, три вокруг себя повернись,
И в лаборатории окажись.
Воспитатель: Вот мы и попали в лабораторию. А кто это нас встречает? (ответы детей). Это не простой слон, а «волшебный», из сказки Редьярда Киплинга «Слоненок». И у него для нас задание, нужно определить, что находится у этого слоненка внутри. А узнать это, мы сможем с помощью его волшебного хобота.
(Воспитатель просит одного ребенка засунуть руку в хобот слона и на ощупь определить что находится внутри).
Воспитатель: Сколько предметов внутри? Опиши пожалуйста, какие они на ощупь?
(Ребенок описывает предметы находящиеся внутри слона).
Воспитатель: А теперь достань пожалуйста эти предметы.
Воспитатель: А вот и наши гости, посмотрите, как они нарядились для нашей встречи.
Воспитатель: Из чего сделан карандаш? (Ответы детей).
Из чего сделан гвоздь? (Ответы детей).
А что изготавливают из дерева? (Ответы детей).
А какие предметы вы знаете из металла? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю рассказать нашим гостям, чем дерево отличается от металла. Для этого нужно вспомнить свойства материалов. А что такое свойство? (Свойство – это то, что отличает один предмет от другого).
Воспитатель: Правильно. И любому ученому в этом помогут опыты. А что такое опыты? Опыты – это наблюдение за предметом в различных условиях, чтобы изучить его.
Воспитатель: сядьте поудобнее за столы. У вас на столах есть все необходимое для изучения, а также таблицы, в которых мы будем отмечать свои наблюдения.
Воспитатель: Жили – были два друга: дерево и металл. И были они «не разлей вода». Вот однажды они поспорили, у кого свойства лучше. И отправились тогда друзья в путешествие, и попали в наш детский сад. Ребята, поможем нашим гостям в их споре?
Воспитатель: и первое наше исследование называется
«Определи на ощупь»
Возьмите в руки металлическую пластину и деревянный брусок. Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках, есть ли разница в ощущениях?
Металл какой? (Гладкий)
А дерево какое? (Шероховатое, шершавое)
Давайте отметим свои ощущения в таблице. В первой колонке напротив металла поставим прямую линию, а напротив дерева шероховатую линию.
Воспитатель: теперь давайте определим следующее свойство «Твердое – мягкое»
Давайте определим, что тверже, а что мягче?
Что за инструмент у меня в руках? (молоток)
Я возьму гвоздь и попробую вбить его в металлическую пластину.
Получается? Почему нет? (Ответы детей)
А теперь забьем гвоздь в деревянный брусок.
Что происходит? Почему? (Ответы детей)
Снова отмечаем наши наблюдения в таблице.
Воспитатель: следующее свойство «Легкий – Тяжелый»
Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду.
Дети опускают материалы в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)
Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает?
(Дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.)
Ребята, давайте и эти свойства материалов отметим в таблице.
Воспитатель: А как вы думаете, смогут ли наши друзья вместе перебраться через речку? (размышления и ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический - металл не утонет).
Воспитатель: и следующее свойство которое мы изучим «Горит - не горит»
Давайте, проверим.
Воспитатель зажигает свечку, поочередно нагревает кусочек дерева и металла. Дети наблюдают.
Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается).
Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.
Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие. (металлические, из дерева - (деревянные).
Физминутка «Право-лево»
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Справа стена, слева окно,
Это знаем мы давно (Руки перед грудью, повороты вправо, влево)
Головой теперь вращаем
Вправо – влево, а потом, (Вращение головой вправо, влево)
Три, четыре, приседаем,
Наши ножки разомнем. (Приседания)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могут ли дерево и металл издавать звуки? Давайте проверим, какой материал самый звонкий?
«3вучит — не звучит»
Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, металла)
Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими ложками.
Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево - глухой.
Данные свойства отмечаются в таблице.
Воспитатель: Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
Можно ли построить дом из металла? (ответы детей)
Почему? (размышления детей)
Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.
«Теплый - холодный»
Возьмите в руки деревянный брусок. Аккуратно приложите его к щеке. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Процедура повторяется с металлической пластиной.
Воспитатель: какой мы делаем вывод, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из. (дерева)
Давайте отметим это в нашей таблице.
Воспитатель: Я в магазине купила волшебную рукавичку. Почему она волшебная, вы сейчас узнаете.
«Волшебная рукавичка»
Воспитатель надевает рукавицу и проводит рукой над подносом с бросовым материалом.
Что произошло? Почему предметы прилипли к рукавичке? А почему не все предметы прилипли? (размышления и ответы детей)
А что действует на металл? (магнитная сила).
Давайте отметим еще одно свойство наших материалов в таблице.
Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл.
Понравилось ли вам быть учеными, если «да» то постучите железными ложками, если «нет» постучите деревянными ложками.