Анастасия Чекина
Конспект ООД «Свойства дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (интеграция ОО "Познавательное развитие" ОО "Социально-коммуникативное развитие" Тема "Свойства дерева" старшая группа
Цель: Совершенствование экспериментальной деятельности детей через интеграцию ОО "Познавательное развитие", ОО "Социально-коммуникативное развитие" и "Речевое развитие".
Задачи:
Публикация «Конспект ООД „Свойства дерева“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Образовательные: - Познакомить детей со свойствами дерева в процессе экспериментирования: структура (плотность, не прозрачность); температура, вес.
- Показать детям как люди используют свойства дерева.
Развивающие: - Развивать внимание, любознательность, воображение.
- Развивать речь детей, обогащать словарь детей, вводя новые слова : лаборатория, эксперимент.
Воспитательные: - Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, умение сочувствовать и сопереживать.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитывать умение работать в группе сверстников.
Оборудование и материалы: - контейнер пищевой пластиковый по количеству детей;
- пуговицы, скрепки, бумажные салфетки;
- кусочки поролона, кусочки пенопласта, лупы;
- простые карандаши, точилки;
- металлические ключи;
- маленькие картинки деревьев: тополь, дуб, береза, сосна, ель, клен, осина, липа, ива, рябина;
- халаты, шапочки;
- тряпочки;
- плетенный сундучок, соломинка, лапоть, маленький воздушный шарик (пузырь);
- шоколадные медальки.
Предварительная работа: - чтение сказки "Пузырь, соломинка и лапоть";
- рассматривание картинок "Деревья"; - разучивание физкультминутки.
I .Организационный момент.
- Ребята, сегодня утром обнаружила у дверей нашей группы плетенный сундучок. Одна посмотреть не решилась, а давайте вместе откроем его.
- Ой, что это? (соломинка). Правильно.
- А это что? (лапоть). Правильно.
- А тут еще что-то. (шарик). А ни что он похож? (на мыльный пузырь).
- Дети вы узнали из какой сказки эти герои? (IПузырь, соломинка и лапоть).
- Что произошло с героями этой сказки? (отпеты детей)
- Как по-другому, могли они перебраться через реку? (плот, бревно, мост).
- А еще при помощи чего можно перебраться через реку? (лодка). Если дети предлагают корабль или пароход, то необходимо объяснить им что они очень большие. В нашей же сказке речка маленькая.
- На чем можно перебраться через маленькую речку? (на лодке)
• А из чего строят лодки? (из дерева)
Как правило лодки бывают деревянные, но и другой материал (стеклопластик) можно использовать для изготовления лодки.
- Давайте с вами убедимся, что действительно дерево - это хороший материал для изготовления лодки.
II. Для этого я предлагаю вам отправиться в лабораторию и стать настоящими лаборантами, Хотите?
- А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).
Лаборатория - это учреждение, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, В лаборатории всегда тихо и чисто.
- Дети, вы знаете как нужно себя вести в лаборатории? (ответы детей).
Правила:
- находиться в лаборатории надо в специальной одежде (одеваем халаты и шапочки,
• вести себя тихо (не кричать, не толкаться.
Запрещается:
- трогать оборудование и приборы бет разрешения.
- Дети скажите, для чего ученые проводит эксперименты в лаборатории? (узнать много нового, интересного, неизведанною)
- А что такое эксперименты? (ответы детей)
Эксперименты - это опыты, которые проводятся, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез.
- Вот и мы с вами отправляемся и лабораторию, чтобы узнать действительно ли дерево, подходящий материал, для изготовления лодки.
III Вход в лабораторию.
Для того, чтобы войти в лабораторию, нужно правильно назвать дерево, которое изображено на картинке.
(Каждому ребенку дается картинка с деревом: дуб, береза, сосна, ель, клен, осина, тополь, липа, ива, рябина).
1 опыт. Итак, первое свойство которое мы исследуем, требует oт нас проведения серьезного эксперимента.
Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело
Пролил воду - не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Халатик - друг, он нам поможет,
И никто здесь не промокнет.
Подвиньте к себе, емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите пуговицу и опустите ее в воду.
- Что стало с пуговицей? (утонула)
- Из какого материала она сделана? (из пластмассы) Теперь возьмите скрепку и опустите ее в воду.
- Что стало со скрепкой? (утонула)
- Из какого материала она сделана? (из металла)
- Как вы думаете почему утонули эти предметы? (ответы детей)
Потому что плотность воды меньше плотности металла и меньше плотности пластмассы.
Возьмите бумажную салфетку и опустите ее в воду.
- Что стало с салфеткой? (утонула)
- Почему она утонула? (намокла)
А теперь возьмем деревянный брусок и опустим его в воду.
- Что с ним происходит? (плавает)
- Почему он плавает? (потому что плотность воды больше плотности дерева)
- Значит какой мы делаем вывод? Почему лодку для сказочных героев лучше делать из дерева? (она не утонет, будет плавать на поверхности воды)
Итак, первое свойство дерева заключается в том, что оно не тонет и держится на поверхности воды. И схема первого свойства дерева выглядит так. Вывешиваем схему на мольберт (доску).
2 опыт. Теперь давайте с вами узнаем второе свойство дерева. Для этого подвиньте к себе тарелочки (подносы, возьмите поролон и лупу. Посмотрим.
- Что вы видите? (небольшие отверстия)
Я вижу дырочки, посмотрите внимательно, видите?
- Если из поролона сделать лодку, смогут герои сказки переплыть на другой берег? (нет)
- Почему? (Потому что в отверстия наберется вода и поролон утонет) Возьмите пенопласт и рассмотрите его пол лупой.
- Что вы видите? (тоже небольшие отверстия)
- Что если героям из пенопласта сделать лодку, смогут они переплыть на другой берег? (нет)
- Почему? (потому что, несмотря на то. что пенопласт плотный, он очень хрупкий и рыхлый)
А теперь возьмем деревянный брусок.
- Что мы видим? (он гладкий, отверстий нет. есть свой рисунок)
подносе.
- Если из деревянного бруска сделать героям сказки лодку, смогут они на ней переплыть на другой берег реки? (да)
Конечно, смогут, так как дерево — это плотный материал и имеет свой рисунок - в чем мы с вами сейчас и убедились.
Вывод: 2 свойство дерева заключается в том, что оно плотное и крепкое. И схема второго свойства дерева выглядит так. Вывешиваем схему на мольберт (доску). А теперь давайте с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она
Тополь вырос рядом с пей, быть он хочет подлинней.
(стоим сперва на одной ноге и руки тянем вверх, затем стоим на другой ноге
И тянем руки вверх)
Ветер сильный налетал.
Всe деревья раскачал, (наклоны корпуса назад, вперед)
Ветки гнутся взад - вперед,
Ветер их качает, гнет, (рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять, (приседания)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим, (дети идут на места)
Вернемся к нашим экспериментам и узнаем следующее свойство дерева. Возьмите точилку и попробуйте поточить карандаш.
- Получается точить? (трудно, тяжело)
Но если потрудиться и приложить усилия, то получится. Ведь так? Смотрите что. появляется у нас после того как мы поточили карандаш. - Что это? (стружка)
А смотрите, какая стружка появляется после обработки дерева на пилораме
или в мастерской по изготовлению предметов из дерева. (рассматривание стружки)
Скажите дети, дерево поддается обработки? (да)
Вывод: конечно, дерево поддается обработки. И поэтому из него можно сделать множество вещей. Поэтому героям сказки получится сделать из дерева лодку. Но для того чтобы из дерева сделать лодку нужно еще использовать некоторые предметы. Это гвоздь и молоток, (вбивание гвоздя в дерево -показ взрослого детям)
Вот мы с вами узнали 3 свойство дерева, которое заключается в том, что дерево легко поддается обработки. И схема к этому свойству выглядит так. Вывешиваем схему на мольберт (доску).
IV. Таким образом, мы с вами убедились, что дерево хороший материал для изготовления лодки.
А сейчас я нам предлагаю немного пофантазировать.
Представьте, что герои сказки сделали себе лодку и перебрались на другой
берег реки. И туг наступил холодный, темный вечер и начался дождь. Герои замерзли.
- Как вы думаете, что им нужно сделать? Как укрыться от непогоды и согреться? (построить убежище, жилище, дом)
Из чего можно построить дом? (из дерева, кирпича)
Давайте поиграем в игру «Какой дом», я буду называть материал, из которого сделай дом, а вы будете отвечать какой он. Договорились? Дом из камня - какой (каменный, дом из дерева (деревянный, дом из кирпича (кирпичный, дом из металла (металлический). Молодцы. А теперь давайте проведем еще один эксперимент и узнаем из чего лучше сделать дом.
4 опыт, Возьмите металлический ключ и приложите его к щеке. Что вы чувствуете? (холод, прохладу) А теперь возьмите деревянный брусок и приложите его к щеке. - Что вы чувствуете? (тепло)
- Так из чего все-таки мы посоветуем героям построить дом? (из дерева)
- Почему (потому что оно сохраняет тепло)
Вывод: вот мы узнали еще одно свойство дерева, которое заключается в том, что дерево сохраняет тепло. Схема данного свойства выглядит так. Вывешиваем на мольберт (доску) схему.
Ну вот наши герои укрылись от непогоды в деревянном домике. А что еще им может помочь согреться? Что нужно им для этого сделать? А если в домике есть печь? (затопить ее)
А чем мы томим печь? (дровами) А дрова - это и есть дерево. A вот если бы героям нашей сказки пришлось готовить обед. А на обед - каша. А как известно, кашу нужно постоянно помешивать. То я вам раскрою еще один секрет, что все-таки кашу лучше мешать деревянной ложкой, а не металлической. А почему? (ответы детей) Вот об этом вы мне расскажите, если с родителями дома проведете еще один эксперимент, мешая кашу деревянной и металлической ложкой.
Давайте с вами подведем итог наших экспериментов и вспомним о каких свойствах дерева мы с вами сегодня узнали.
Вывод по схемам - картинкам:
- дерево легкое, плавает в воде;
- дерево твердое, хорошо поддается обработки;
- дерево хорошо горит, дает тепло, но предметы из него не нагреваются;
- древесина не прозрачная и имеет свой рисунок..
Лабораторию закрыли,
Опыты мы проводили.
Много нового узнали
А устали? (ответы детей)
И ни капли не услали!
Дети скажите мне: «Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодиться вам в жизни? У вас было желание помогать героям сказки? Что вы чувствовали?
А за то, что вы помогли героям сказки перебраться на другой берег реки они нам прислали в награду вот такие медальки