Сенина Людмила
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Приключение Карандаша и Гвоздя Гвоздовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Приключение Карандаша и Гвоздя Гвоздовича»
СТАРШАЯ ГРУППА «А»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Л. А. СЕНИНА
Цель: формирование представлений о свойствах металла и дерева. Развивать умение обследовать их и называть свойства.
Задачи:
1. Обучающие:
- совершенствование представлений детей о свойствах и качествах дерева и металла;
- формирование умения сравнивать предметы по характерным признакам;
Публикация «Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности „Приключение Карандаша и Гвоздя Гвоздовича“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- формирование умения изучать свойства материалов опытным путём;
- обучение умению высказывать свои предположения, самостоятельно делать элементарные выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивающие:
- развитие сообразительности, смекалки, гибкости, логичности мышления;
- развитие интереса к экспериментированию.
3. Воспитательные:
- формирование элементарных навыков самосохранения своего здоровья и жизни, формирование дружеских отношений между детьми.
Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, тяжёлый, лёгкий.
Обогащение словаря: шероховатый.
Оборудование: металличесие пластины, деревянные бруски, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, спички, металлическая и деревянная ложки, миска с горячей водой, контейнеры с водой, картинки с изображением реки, плота и костра, фигурки карандаша и гвоздя.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и сдуем с ладошек своё хорошее настроение и пошлём его гостям.
Дети:
«Здравствуй, солнце золотое!»
«Здравствуй, небо голубое!
«Здравствуй, вольный ветерок!
«Здравствуй, маленький дубок!
«Здравствуй, утро!
«Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Громче дудочка поёт, на занятия зовёт!
Ни на лепку, ни на чтенье,
Ждёт нас опыт, наблюденье!
А сейчас мои ребятки, отгадайте-ка загадки.
Воспитатель: сегодня утром, я нашла в группе 2 коробочки А вот и записка, наверно это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.
Цветной Ивашка,
Деревянна рубашка,
Где носом проведёт,
Там след кладёт.
Любит нос везде совать,
И чертить и рисовать,
Всё расскрашиваем сами,
Разноцветными носами. (Карандаш).
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни рук ни ног,
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь).
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки отгадали.
В гости приходят герои-дети: Гвоздь и Карандаш.
Гвоздь : Здравствуйте, ребята! Мы с Карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?
Карандаш : Я самый главный, сколько нужных вещей делают из дерева?
Гоздь: Нет, я главней, из металла больше гораздо вещей делают.
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто из них прав.
Назовите, какие предметы делают из дерева? Какие предметы делают из металла?
Вопитатель: какой выод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — Гвоздь или Карандаш?
Вывод: Из дерева и металла делают много очень нужных предметов. Значит и Гвоздь и Карандаш правы.
Воспитатель: Давайте сравним дерево и металл.
Возьмите металлическую пластинку и деревянный брусок. Погладьте, потрогайте их. Какие они на ощупь? Отличаются ли они? Чем?
Какая на ощупь поверхность металлической пластины?
Дети: гладкая.
Воспитатель: А какая поверхность у деревянного бруска?
Дети: шероховатая.
Вывод: Деревянный брусок — шероховатый, а металлическая пластинка — гладкая.
Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Какой выод можно сделать?
Дети: Металл — холодный, дерево — тёплое.
Воспитатель: и Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла. Как вы думаете, прав ли Карандаш? Давайте проверим.
Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Дерево мягкое, а металл твердый.
Воспитатель: Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный. Проверим. Возьмите гвоздик в руку и попробуйте его сломать. Не получилось? Значит он какой?
Дети: прочный.
Воспитатель: теперь попробуйте сломать спичку. Значит она какая?
Дети: спичка хрупкая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: дерево хрупкое, металл прочный.
Гвоздь и Карандаш :
Теперь мы поняли, что оба важны и нужны людям. И больше не будем сориться.
Воспитатель: Вот и хорошо! А сейчас я предлагаю вам всем немного отдохнуть.
Делать научные открытия — дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре (дети маршируют)
Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласили (повороты туловища влево и вправо)
И поедем в магазины (руки перед собой сжаты в кулак, поворачиваем влево, вправо, изображая роль).
Что там сегодня продают? (повороты вправо, влево).
Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, диваны и буфеты (приседания).
Воспитатель: Молодцы, немного отдохнули, а тем временем Гвоздь и Карандаш отправились в обратный путь, в свою сказочную страну.
Шли они шли и вышли к речке.
Обрадовался Карандаш : «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся». А Гвоздь Гвоздович приуныл. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Гвоздь может утонуть.
Воспитатель: Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
Опыт: «Тонет — плывёт».
Воспитатель: Дети, возьмите все гвоздь и палочку и опустите в воду.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Металл — тяжелый тонет, а дерево — лёгкое плавает.
Воспитатель: Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег?
Дети: Его может первезти Карандаш, плот (ребёнок показывает).
Так наши друзья и поступили, перебрались на другой берег.
Гвоздь : Как я устал.
Карандаш : А я есть очень хочу.
Гвоздь : Давай сварим уху.
Карандаш : Я пойду рыбу ловить.
Гвоздь : И я пойду.
Карандаш : А кто будет костёр разводить?
Воспитатель: Как вы думаете, кому нужно разводить костёр, а кто пойдёт рыбу ловить?
Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится.
Гвоздь - костёр разводить, он не боится огня.
Воспитатель: Сварили друзья уху, сели есть. Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, Карандаш свою деревянную ложку. Карандаш быстро управился, а гвоздь Гвоздович всё дул и дул на свою ложку, почему?
Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскалённым.
Сейчас мы убедимся на этом на опыте.
Воспитатель: Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки, как вы думаете, что произойдёт?
Дети: Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет.
Воспитатель: Это свойство называется теплопроводность (от слова проводить тепло). Какой вывод можно сделать?
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Как же быть Гвоздю Гвоздовичу — всё время обжигаться во время еды? Карандаш поступил, как настоящий друг, подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку.
Поели наши друзья, посидели у костра, решил идти дальше.
Как затушить костёр?
Дети: Залить водой — это может сделать Карандаш.
Закидать песком, с этим может справиться Гвоздь.
Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.
Гвоздь : Спасибо Вам ребята за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы даримвам свои фигурки. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла.
До свидания!
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка. Передавая её друг другу, назовите, какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали.
Дети: Дерево шершавое, лёгкое, тёплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл гладкий, тяжёлый, холодный, прочный, твёрдый, нагревается.
Дети: Что вы расскажете дома? Что вам было трудно? Все сегодня очень хорошо поработали, молодцы!