Приложение МААМ

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа

Светлана Кулинич
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа
▼ Скачать + Заказать документы

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа.

Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.

Связная речь это - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Последовательность работы над связной речью.

• Воспитание понимания связной речи;

Публикация «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» размещена в разделах

• Воспитание диалогической связной речи;

• Воспитание монологической связной речи, приемы работы;

• Работа над составлением рассказа – описания;

• Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

• Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;

• Работа над пересказом;

• Работа над самостоятельным рассказом.

Сегодня мы рассмотрим с вами составления рассказа – описания по игрушке!

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

Описание – Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.

В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.

При оаписании игрушки используется следующий алгоритм:

1) Рассматривание и исследование игрушки;

2) Беседа с детьми;

3) Совместный рассказ.

При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :

Рассматривание;

Сравнение;

Беседа с детьми;

Совместное рассказывание;

Вопросы педагога;

Образец рассказа;

Тактильное восприятие;

Игра с этим предметом;

Художественное слово.

Внесение игрушки в группу до начала занятия.

Критерии отбора игрушек:

1. Не должны быть мелкими.

2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;

3. Близки к естественному виду;

4. Должны быть безопасны.

Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

(Средняя группа)

Занятия с игрушками носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам, будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет. Поэтому педагогу нужно знать методику обучения рассказыванию по игрушке :

Методика обучению рассказу – описанию детей 4-5 лет :

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею.

3. Образец рассказа воспитателя;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный воспитателем.

Теперь методика обучения выглядит так :

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя;

3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке;

4. Образец рассказа воспитателя по плану;

5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя;

Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры :

1. Сначала игрушка называется,

2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.

3. Также перечисляются действия, характерные для игрушкиили при обращении с ней.

При описании игрушки используются следующие приемы :

Сравнение;

Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок);

Использование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;

Внесение игрушки в группу до начала занятия;

Оставление игрушки в группе после занятия;

Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

Дополнительные вопросы педагога;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

Дополнительные вопросы педагога;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Критерии отбора игрушек.

Не должны быть мелкими;

Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

Близки к естественному виду;

Должны быть безопасны.

В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучению рассказу – описанию детей 5-6 лет :

Лексико- грамматические упражнения по теме занятия;

Рассматривание объекта описания;

Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

Рассказ сильного ребенка; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;)

Рассказы 4 – 5 детей об объекте;

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. В описание вносится соревновательный момент. При составлении загадок образец почти не применяется. Полезно использовать схемы описания.

В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках).

При описании игрушки используются следующие приемы :

Образец и план рассказа;

Вопросы воспитателя;

Рассматривание;

Тактильное восприятие;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Выбор игрушки по желанию ребенка;

Инсценировка рассказа.

Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе:

Не должны быть мелкими;

Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

Близки к естественному виду;

Должны быть безопасны.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу«Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу» для детей 4-5 лет Педагогические цели: Учить детей составлять описательные.

Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста ЭМП» Деловая игра "Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. ".

Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему» Исламова Лариса Витальевна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №20 компенсирующего вида Г. Красноуральск Свердловской области КОНСПЕКТ.

Конспект НООД по составлению рассказа «Цвети мой край, Мордовия моя!» .

Конспект занятия для детей средней группы по составлению рассказа по картине «Собака со щенятами» Конспект занятия с использованием технологии графического моделирования для детей средней группы по составлению рассказа по картине «Собака.

Обучение составлению рассказа по картинке с проблемным содержанием «Вот так игрушка» Тема: обучение составлению рассказа по картинке с проблемным содержанием «Вот так игрушка» Цели: обучение рассказыванию по сюжетной картинке.

Схема для составления описательного рассказа на тему «Мой дом»Схема для составления описательного рассказа на тему «Мой дом» Цель: учить составлять описательный рассказ о доме. Задачи: 1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Зимние забавы» Прог. сод: Учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет,.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках» Совместная образовательная деятельность взрослого и детей по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках- мишке и мышке».

Здоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнкаЗдоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнка Здоровьеразвивающие технологии и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей по авторской программе Базарного В. Ф. в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа
Опубликовано: 7 марта 2016 в 11:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кулинич (УИ 440896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД