Светлана Кулинич
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа.
Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.
Связная речь это - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Последовательность работы над связной речью.
• Воспитание понимания связной речи;
Публикация «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» размещена в разделах
• Воспитание диалогической связной речи;
• Воспитание монологической связной речи, приемы работы;
• Работа над составлением рассказа – описания;
• Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
• Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;
• Работа над пересказом;
• Работа над самостоятельным рассказом.
Сегодня мы рассмотрим с вами составления рассказа – описания по игрушке!
Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.
Описание – Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.
Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.
Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.
В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.
При оаписании игрушки используется следующий алгоритм:
1) Рассматривание и исследование игрушки;
2) Беседа с детьми;
3) Совместный рассказ.
При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :
Рассматривание;
Сравнение;
Беседа с детьми;
Совместное рассказывание;
Вопросы педагога;
Образец рассказа;
Тактильное восприятие;
Игра с этим предметом;
Художественное слово.
Внесение игрушки в группу до начала занятия.
Критерии отбора игрушек:
1. Не должны быть мелкими.
2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;
3. Близки к естественному виду;
4. Должны быть безопасны.
Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.
(Средняя группа)
Занятия с игрушками носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам, будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет. Поэтому педагогу нужно знать методику обучения рассказыванию по игрушке :
Методика обучению рассказу – описанию детей 4-5 лет :
1. Рассматривание игрушки;
2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею.
3. Образец рассказа воспитателя;
4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный воспитателем.
Теперь методика обучения выглядит так :
1. Рассматривание игрушки;
2. Вопросы воспитателя;
3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке;
4. Образец рассказа воспитателя по плану;
5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя;
Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры :
1. Сначала игрушка называется,
2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.
3. Также перечисляются действия, характерные для игрушкиили при обращении с ней.
При описании игрушки используются следующие приемы :
Сравнение;
Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок);
Использование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;
Внесение игрушки в группу до начала занятия;
Оставление игрушки в группе после занятия;
Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);
Дополнительные вопросы педагога;
Дополнение детьми предыдущего рассказа;
Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);
Дополнительные вопросы педагога;
Дополнение детьми предыдущего рассказа;
Критерии отбора игрушек.
Не должны быть мелкими;
Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;
Близки к естественному виду;
Должны быть безопасны.
В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.
Описание обязательно проводится по плану.
Методика обучению рассказу – описанию детей 5-6 лет :
Лексико- грамматические упражнения по теме занятия;
Рассматривание объекта описания;
Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
Рассказ сильного ребенка; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;)
Рассказы 4 – 5 детей об объекте;
В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. В описание вносится соревновательный момент. При составлении загадок образец почти не применяется. Полезно использовать схемы описания.
В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках).
При описании игрушки используются следующие приемы :
Образец и план рассказа;
Вопросы воспитателя;
Рассматривание;
Тактильное восприятие;
Дополнение детьми предыдущего рассказа;
Выбор игрушки по желанию ребенка;
Инсценировка рассказа.
Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе:
Не должны быть мелкими;
Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;
Близки к естественному виду;
Должны быть безопасны.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.