Приложение МААМ

Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»

Лариса Исламова
Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»
▼ Скачать + Заказать документы

Исламова Лариса Витальевна

Учитель-логопед МБДОУ

Детский сад №20

компенсирующего вида

Г. Красноуральск

Свердловской области

КОНСПЕКТ

занятия для детей старшей группы

Вид занятия: Формирование связной речи.

Тип занятия: Составление описательного рассказа с опорой на

модель в виде плана-схемы.

Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи „Составление описательного рассказа с опорой на схему“» размещена в разделах

Тема занятия. День рождения бурого медведя.

Программное содержание:

Цель: Научить строить описательный рассказ о бурых медведях с опорой на предложенную модель в виде плана-схемы.

Задачи:

1. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ:

- Развивать психические процессы: память, внимание, воображение,

логическое мышление,

- Учить принимать познавательную задачу и решать ее,

- Развивать умение находить причинно-следственные связи,

- Упражнять в умение соотносить слова с действиями в логоритмических

Упражнениях,

- Укреплять мимические мышцы лица посредством психогимнастики,

- Укреплять мышцы глаз,

- Развивать диафрагмальное дыхание,

- Развивать мелкую моторику,

2. ЗАДАЧИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ:

- Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными 2 и 5,

- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных мужского и женского рода множественного числа,

- Учить образовывать сложные прилагательные из 2-х слов,

- Упражнять в образовании существительного именительного падежа в существительное родительного падежа,

- Активизировать словарь детей : вечнозеленые, труднопроходимые, смешанные, хвойные, травоядные хищники; словами действиями; антонимами; прилагательными,

- Обогащать словарь детей : шатун, всеядные,

- Строить простые предложения,

- Строить сложноподчиненные предложения, используя союз «потому что»,

- Способствовать развитию диалогической речи,

- Строить описательный рассказ с опорой на предложенную модель в виде плана-схемы;

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

- Создать эмоционально-положительное настроение у детей,

- Воспитывать чувства сопереживания, радости,

- Воспитывать интерес к музыке.

Организационный момент – загадка:

«Этот мишка снежно-белый, самый крупный, самый смелый!

он всю жизнь живет в снегу, на холодном берегу».

Логопед – Ребята, вы узнали, кто это?

Дети – Белый медвежонок.

Появляется белый медвежонок (игрушка) – Умка.

Умка – Здравствуйте, я белый медвежонок – Умка.

Узнал, что у меня есть родственники – бурые медведи.

Хочу прямо сейчас увидеть своего брата - бурого медвежонка.

Л – Дети возможно ли зимой увидеть бурого медвежонка?

Д – Нет. Бурые медведи зимой залегают в спячку в берлогу.

У – Как же так? Я проделал длинный путь, чтобы познакомиться с бурыми медведями (огорченно).

Л – Дети, давайте что-нибудь придумаем (предложение). Давайте Умке расскажем все, что мы знаем о буром медведе. А я постараюсь вам помочь.

1 подсказка. А вот и 1 подсказка (показываю схему со знаком вопроса) - «?» - кто это?

ИГРА: «Убери лишнее слово»

Л – лохматый, косматый, колючий, бурый

Д – «колючий»

Л – проговорим оставшиеся слова

Д – лохматый, косматый, бурый

Л – кто это?

Д – бурый медведь (показываю картинку с мишкой).

(Л. Представляет подсказки по плану- схеме).

УПРАЖНЕНИЕ «Нелепица»

Л – вносит картинку, где бурого медведя кормит хозяйка.

Д – так не бывает, чтобы бурого медведя кормила хозяйка. Он добывает пищу сам.

Л – бурый медведь – это домашнее или дикое животное?

Д – бурый медведь – это дикое животное. -(схема)

(Л. Дает краткий образец описания по первой подсказке).

2 подсказка – логопед представляет описание внешнего вида (с показом схемы).

Л – какой бывает бурый медведь?

УПРАЖНЕНИЕ «Путаница»

Л – представляет картинку – мозаику, где тело бурого медведя, а некоторые части других животных:

Морда кабанья, лапа волчья, уши заячьи, хвост лисий.

Л – Дети, Умка не знает как выглядит бурый медведь? Он все напутал, давайте разберемся.

Чья это голова? - кабанья (Дети отвечают)

Чья это лапа? – волчья

Чьи это уши? – заячьи

Чей это хвост?– лисий.

Л – Смотри, Умка, как правильно (убираю эти части).

Чья это голова? – медвежья (Дети отвечают)

Чья это лапа? – медвежья

Чьи это уши?- медвежьи

Чей это хвост? – медвежий.

УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ «Скажи наоборот»

Логопед в центре круга, бросает мяч ребенку, называя прилагательное, ребенок, бросая мяч логопеду, называет антоним прилагательного.

- У лисы хвост длинный – а у медведя короткий (Ребёнок отвечает)

- У слона уши большие ---маленькие

- У человека нос белый --- черный

- У рыси лапы узкие ---широкие

- У мышки тело маленькое---большое

- У кошки мех редкий ---густой

УПРАЖНЕНИЕ «Скажи одним словом»

Медведь с картинки строит диалог с ребенком:

- У меня черный нос – ты черноносый (Дети отвечают)

- У меня широкие лапы - ты широколапый

- У меня косые лапы – ты косолапый

- У меня широкая грудь – ты широкогрудый

- У меня короткая шея – ты короткошеий

- Я лежу на боку – ты лежебока

Логопед представляет описание второй подсказки. (показывая схемы «части тела», «мех»).

3 подсказка – логопед показывает схему- «место обитания».

Логопед вносит карту земного шара.

Л – Дети, покажите на карте, где обитают бурые медведи. Умка не знает.

Д – В лесах (ставят карточку с нарисованным медведем на карту России, где зелёный цвет (обозначение лесов).

Л – Но леса бывают разные (на стене представлены 2-е картины – смешанный и хвойный лес).

УПРАЖНЕНИЕ «Помоги бурому медведю найти свой лес»

Л – где живут бурые медведи?

Д – бурые медведи живут в вечнозеленых лесах.

(ребята берут картинку и «относят в лес»).

- бурые медведи живут в труднопроходимых лесах,

- бурые медведи живут в хвойных лесах,

- бурые медведи живут в густых лесах.

(Логопед представляет описание по третьей подсказке – схема «Карта России»).

4 подсказка – логопед показывает схему «Повадки».

Л – все лето бурый медведь охотится, добывает пищу. На кого охотится бурый медведь?

Д – на ежей, зайца, рыбу.

ИГРА «Большая охота» ( с числительными: 2 и 5)

Л - Большая рыба -

Д – 2-е больших рыбы; 5 больших рыб

Л - Маленький заяц –

Д – 2 маленьких зайца; 5 маленьких зайцев

Л - Колючий ежик –

Д – 2 колючих ёжика; 5 колючих ежей.

ИГРА «Накорми медведя»

(Набор игрушек)

Л – предлагает брать картинкупредмет, называть определять это растение или животное.

Например: Бурые медведи едят репу – репа - это растение.

- Бурые медведи ловят рыбу – рыба - это животное.

Дети группируют предметы.

Л – животное, которое питается растениями, называют - травоядное животное, а того, кто питается животной пищей – хищник.

А бурый медведь тогда кто? Травоядное животное или хищник?

Д – ответы детей.

Л – бурые медведи всё едят - они всеядные.

ИГРА с мешочком (можно – с мячом) «Что умеет делать бурый медведь?» (закрепить словарь глаголов)

ИГРА «Что умеет делать бурый медведь»

Динамическая пауза:

Шла медведица к реке

с медвежонком бурым,

повалялась на песке,

отряхнула шкуру.

Сына дальше повяла,

поискала броду,

поискала и нашла

и полезла в воду.

Смотрит маленький медведь

хмурится упрямо.

А потом давай реветь:

- Как же я – то, мама!

Оглянулась мать, ворча,

и вернулась к «сыну» мишке.

Мокрой лапой с горяча хлопнула трусишку.

мишка в воду угодил, забарахтался, поплыл. ,

Ну а если плавать начал - нет причины плакать, значит!

УПРАЖНЕНИЕ «Кто где зимует»

Л – Собрались дикие животные в лесу и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит.

- Я – сказала белка, (Л. надевает себе шапочку белки) – буду зимовать в дупле, там сухо, тепло, до весны запасов хватит.

- А я, - сказал бурый медведь (логопед надевает шапочку бурого медведя ребенку) – построю берлогу в яме под деревом, натаскаю листьев, постелю мох, забросаю ветками и залягу в спячку.

Логопед представляет описание по 4-ой подсказке, показывая схемы.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ (в руках у детей бумажные снежинки на палочках)

Л- действительно, когда пойдет первый снег, медведи уже в берлоге.

«Снежинка, снежочек, покружились разочек – в право, в лево, в верх, в низ, на носу остановись»

5 подсказка- логопед показывает схему «Назови семью».

Л – назовите семью бурого медведя.

Д – Папа - медведь

Мама - медведица

Детеныш – медвежонок

Л – Наступила зима по лесу ходили бурые медведи. А сейчас их нет.

Была медведица- нет медведицы (Дети)

Был медведь- нет медведя

Был медвежонок- нет медвежонка

У – Меня уже заждалась, моя мама. Давайте поскорее их разбудим.

Д – Нельзя! (объясняют по чему)

(Закрепляем слово «медведь- шатун»)

Л – И вообще, Умка, в наших лесах не только медведь залегает в спячку.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

Еж, медведь, барсук, енот

спят зимою каждый год,

волка, зайца, рысь, лису

и зимой найдешь в лесу.

Описательный рассказ – одним ребенком.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ВЬЮГА»

Л – Всю зиму выла вьюга (дыхательная гимнастика)

Но наконец наступила весна.

ФИЗ. МИНУТКА с медвежонком (игрушкой)

«Из берлоги»

Вышел миша из берлоги, - зажмурились

Разминает миша ноги

На носочках, он пошел, - ходьба на носках

И на пяточках потом, - ходьба на пятках

На качелях покачался, - приседания

И всем нам заулыбался - улыбнулись.

Встреча медвежат:

У – Здравствуй, я тоже медведь, только белый и зовут меня Умка!

М – А меня Мишутка. Я приглашаю всех на свой День Рождения!

Л – Дети, предлагаю сделать Мишутке подарки.

Упражнение на воображение «Ниткопись»

Д – Дарят «подарок» и называют его. Например «Я дарю тебе улитку».

Л –какой же праздник без угощения. (Угощает детей печеньем).

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Время проведения 40.

Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему-модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек» Конспект НОД по развитию связной речи с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко «Магазин игрушек» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по развитию связной речи. Составление описательного рассказа о пчеле с использованием коллажаКонспект НОД по развитию связной речи. Составление описательного рассказа о пчеле с использованием коллажа Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ; пополнить словарный запас по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о насекомых» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о насекомых» Обучающие задачи: * расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» Цель: учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег»,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по пейзажной картинке» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ Связная речь: формировать у детей умение составлять рассказ по пейзажной картине, логически последовательно излагать.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа «Снеговик» с опорой на схемы и картину» НОД в старшей группе Коммуникация. Тема: «Составление рассказа «Снеговик» с опорой на схемы и сюжетную картину «На прогулке» с последующим.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о животном севера» ЦЕЛИ: коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа от первого лица с опорой на схему коррекционно—развивающие:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа. Тема: «Зимующие птицы». Задачи: 1. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»
Опубликовано: 10 октября 2015 в 16:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Исламова (УИ 362453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД