Елена Демченко
Здоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьеразвивающие технологии и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей по авторской программе Базарного В. Ф. в условиях Дома ребёнка.
Демченко Е. Б.
Сегодня проблема здоровья детей актуальна как никогда и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
В печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана. В нашем ГБУЗ "Дом ребенка «Ёлочка» проводится целенаправленная программа по оздоровлению детей.
Хочется поделиться опытом своей работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В. Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть знаниями, умениями и навыками по его сохранению и укреплению. Этому должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, т. к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек.
О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.
Изучив первоисточники, я разработала систему сохранения и укрепления здоровья в условиях нашей группы. Предоставила данный план работы на рассмотрение методисту, медицинскому работнику группы. Данные технологии были восприняты с большим интересом, т. к. являются простыми, доступными, не требующими определенных материальных затрат. Программа воспитания и обучения не упрощается, процесс обучения не разрушается, он становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками
нездоровья детей являются следующие причины:
1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;
2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;
3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;
4. Занятия в группе проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;
5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;
6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.
7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением, подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные.
Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие из этих причин. Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В. Ф. - русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здравоохранительных педагогических технологий (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения «зрительных горизонтов», на основе ситуативно-образного моделирования и т. д.). Данные технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления детей. Разработки доктора В. Ф. Базарного применяются в различных регионах России и ближнего зарубежья. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
Первая технология – режим «динамической смены поз», или вертикализация позы – самая простая
Для реализации режима динамической смены поз В. Ф. Базарный предлагает два варианта: Первый - использование настольной конторки. Второй - там, где это возможно менять позу детей : за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, решить логическую задачку.
Я использую второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать рассказ, нарисовать или построить дом из кубиков.
Но, увы! Дети были «засиженными», т. е. телесно расслабленными и пришлось переводить детей в вертикальное положение, для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребенок почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой. При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
В. Ф. Базарный провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние «глаза -книга» составляло 20 см и меньше). «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на занятиях атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения детей, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
Режим «динамической смены поз»
• повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям,
• осуществляется профилактика близорукости,
• обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма,
• стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
• имеет высокие показатели физического развития здоровья;
• улучшаются ростовые процессы;
• развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
• снижается степень низкой склоняемости головы.
К тому же массаж стоп при стоянии на массажном коврике имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Он улучшается общее состояние, стимулирует активные
точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Деткам очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.
Вторая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
В. Ф. Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с раннего возраста в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье. Сильное впечатление производит на меня идея В. Ф. Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нё м изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.
Упражнения на зрительную координацию
«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.
Все вместе картины составляют единый сюжет.
Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей картинке, цвете. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
Как пишет Владимир Филлипович Базарный, наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме. отторжения. Через семь секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа. Если изо дня в день, из года в год использовать преимущественно ближнее зрение (а так работают наши дети, да и мы сами, происходит отмирание клеток коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства. Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка работать в наилучшем режиме дальнего зрения. Также очень благотворно на эмоциональное состояние детей, а также на их зрение влияет смена рабочих мест в ходе занятия.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
крест коричнево-золотистый,
восьмерка - ярко-голубым цветом.
Методика работы с офтальмотренажёром
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
.
Все оформление в группе было построено в режиме дальнего зрения, т. к. оно у детей до 11 лет находится в стадии интенсивного развития и главная особенность – наличие дальнозоркой рефракции. Более того: «Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего зрения». А так же можно использовать другие офтальмотренажеры, электро -офтальмотренажеры, солнечный и лазерный лучик.
• Солнышко с разноцветными лучами.
• Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера.
• Мыльные пузыри, разлетающиеся в разные стороны.
В спальне, на потолке, висят: солнце, луна, тучи, радуга, дождь. Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети встают, идут, ищут, находят и радуются результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.
Спираль В. Ф. Базарного с цветком в центре и летящей бабочкой по спирали является прекрасным зрительным тренажером для снятия напряжения.
На занятиях и вне занятий провожу упражнения по методике Авентисову (с красным кружком на оконном стекле) для расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения. Все упражнения способствуют улучшению зрения. Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит. Обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке, о чём следует сказать подробнее.
Дело в том, что музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и его тело. Гармоничная музыкальная Среда в молодой семье способствует зачатию и рождению здоровых детей, она же создаёт условия для их полноценного развития. Активное вокальное музицирование с самых ранних лет кратчайший путь становления и развития сферы личности.
Оно несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Ведь человек стал человеком не только благодаря коллективному труду, но и благодаря коллективному пению, благодаря возникновению в недрах разобщённого хаоса индивидуальных чувственных аффектов особого единящего и возвышающего его коллективного гармонично звучащего сигнального пространства.
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное это верный показатель духовного здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Простой народ пел всегда: это было естественным содержанием его природы, его внутренней потребностью и фундаментом особого феномена славянской жизни, соборности, о которой так много сказано философами. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии и это одна из основных причин нашего вырождения.
Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой природосообразную оздоровительную технологию, необходимое условие физического и психического здоровья человека.
Мы с детьми поем каждый день не только на музыкальных занятиях, но и одеваясь на прогулку, собирая игрушки, убирая игровые площадки на улице или устраивая импровизированные концерты, когда за окнами ненастная погода.
Наконец, система Базарного предполагает обязательное раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек. Это означает, что учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках, не считая двора и улицы. Положительные результаты такого разделения налицо: дети стали более дисциплинированными и собранными, более серьёзными и ответственными на учебных занятиях и более уважительными по отношению друг к другу.
Раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек в нашем учреждении пока не рассматривается. Так как группа смешанная, то я разделила игровые зоны. У девочек все игры и игрушки, которые формируютженское начало, а у мальчиков – мужское. Уголок девочек развивает добру, заботливость, скромность, нежность. А мальчиков – трудолюбие, смекалку, смелость, внимательность, силу и щедрость.
Творческое внедрение принципов здоровьесберегающего обучения позволило внести следующие коррективы в существующий воспитательно-образовательный процесс :
1. Создать систему обучения в режиме динамических поз на массажных ковриках.
2. Изменить традиционный режим зрительной работы в условиях ближнего зрения на режим дальнего и частично ближнего.
3. Проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения.
4. Использовать зрительно-координаторный и сенсорно-координаторные тренажи.
5. Увеличить зрительно-пространственную активность.
6. Использовать на занятиях экологическое сезонное панно.
Из здоровьеукрепляющих приемов я использовала все виды массажа.
Например, простой доступный и эффективный массаж грецким орехом (или шестигранным карандашом) - воздействие на рефлексогенные зоны, заложенные в коже кистей рук. По насыщенности акупунктурными зонами кисти не уступают уху и стопе. Немецкий философ И. Кант говорил, что "рука является вышедшим наружу головным мозгом. Массируя пальцы рук, мы нормализуем функциональное состояние различных внутренних органов, ибо восточные ученые доказывают рефлекторную связь каждого пальца руки с определенным органом. Например, японский ученый Н. Току-хиро считает, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж второго пальца положительно воздействует на состояние желудка, третьего - на кишечник, четвертого - на печень, пятого - на сердце Японский специалист И. Цуцуми разработал способ массажа кистей грецкими орехами. Можно также использовать для этого и шестигранный карандаш. Массаж кистей занимает не более 5 минут. Вы можете его делать 3-4 раза в день, сидя.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ. Зажмите орех между ладонями и покатайте его по всей поверхности ладошки, затем круговыми движениями. Покатайте орех по тыльной стороне ладони. Сжимайте орех сначала с небольшим усилием, а затем постепенно увеличивайте его. Время: 1-3 минуты. Можно проводить массаж и двумя орехами. Возьмите в ладонь два одинаковых по размеру ореха. Затем медленно делайте круговые движения, перекатывая один орех через другой или вращая их по плоскости ладони друг за другом: в правой ладони - по часовой стрелке, в левой - против. Покатайте орех по поверхности стопы или катайте орех по полу, прижимая его стопой.
ВТОРОЙ СПОСОБ. Возьмите шестигранный карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла. После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти до появления в ней ощущения тепла. Затем то же левой рукой. Можно, взяв карандаш правой рукой, растирать им внутренние стороны каждого пальца левой руки. То же другой рукой. Закончив массаж кистей, разотрите правой рукой каждый палец левой руки (а затем наоборот) движениями сначала вдоль пальца, потом поперек.
Время после еды организм занят пищеварением и массаж лучше не делать, т. к. энергетическая сила рук более эффективна когда желудок пуст.
Нравиться детям массаж ушей и стоп, саммомасажный комплекс «Гимнастика маленьких волшебников». Из здоровьукрепляющих приемов использую морскую дорожку и коррегирующую гимнастику, упражнения для профилактики осанки, растирание «волшебной рукавичкой». Фито-чаи, фито-подушечки, аромотерапию, фитонциды.
А также звукотерапию,музыкотерапию, психогимнастику, релаксацию, свето и цвето-лечение.
Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило :
Увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей.
Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые затем падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.
Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья.
Повысить работоспособность, внимательность, активность.
Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.
У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль.
Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.
По итогам прошлого года наша группа детей была с самым низким процентом по заболеваниям в Дом ребенка.
Заканчиваю свой доклад словами В. Ф. Базарного: «Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии - опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».