Наталья
Обучение составлению рассказа по картинке с проблемным содержанием «Вот так игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: обучение составлению рассказа по картинке с проблемным содержанием «Вот так игрушка»
Цели: обучение рассказыванию по сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий; развитие коммуникативных навыков; обогащение словаря и формирование грамматического строя речи; совершенствование мышления, воображения, памяти, восприятия.
Публикация «Обучение составлению рассказа по картинке с проблемным содержанием „Вот так игрушка“» размещена в разделах
Используемое оборудование: медиапроектор, картинка «Вот так игрушка», карточки- схемы объектов картинки, доска, мел.
Здравствуйте, ребята. Вы любите ходить в кино?
Я сегодня хочу вас пригласить в кино.
Занимайте места в кинозале, сейчас начнётся сеанс.
Воспитатель делает вид, что не может включить аппаратуру. На большой экран выводится картина «Вот так игрушка».
Ой, ребята у нас что-то сломалось и мы можем увидеть только этот кадр. А хотите сами попробовать восстановить этот фильм?
А я вам помогу.
Рассмотрите эту картинку.
А теперь представьте себе, что вы операторы и у вас в руках оказалась очень маленькая «кинокамера». Она может показывать только один предмет. Сложите ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и посмотрите через него. Что вы увидели через свой глазок?
Воспитатель следит за тем, чтобы дети давали характеристики объектам, например: девочка в красном платье, маленький мальчик
То, что вы заметили, мы обозначим схемами. Они потом нам помогут.
Воспитатель стимулирует детей на поиск новых деталей.
Ребята, старайтесь найти что-то такое, чего другие ещё не заметили.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
Как называется место около дома, где обычно играют дети?
Какие игрушки выносят во двор мальчики? (Машинками обычно играют девочки или мальчики)
Все ли девочки одинаковые? (Похожи ли девочки между собой)
Ребята, мы картинку разобрали на части и части отразили в схемах. Но нужно навести порядок, соединить части в целое.
С чего начать? Какие две схемы мы можем соединить между собой? Кто догадался, может подойти к доске и соединить схемы линией и, пожалуйста, объясните, почему вы так соединили. Например: я соединю линией девочку и коляску, потому что девочка катает коляску.
Во время установления связей между объектами картинки, воспитатель задаёт детям вопросы, а готовые предложения записывает на доске.
Как веселее играть: вместе или по одному?
Удобно ли собаке лежать в пелёнках? Почему?
С кем играть интереснее: с собакой или куклой?
Почему девочка стоит в стороне?
Почему девочка завернула собаку в тряпку?
Можно ли с живой собакой обращаться так же, как с игрушкой? Почему?
Почему остальные девочки так внимательно наблюдают за той, что стоит в стороне?
Ребята, мы с вами хорошо рассмотрели эту картинку. А помогли нам наши глазки. Они отлично поработали и теперь им нужно отдохнуть. Помогите им.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Глазки дружно мы закрыли
И в картине очутились!
Мы послушаем сейчас:
Что же окружает нас?
Представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?
Ребята, мы с вами находимся в картине, откройте глазки и посмотрите вокруг. Осторожно "походите". Что вы почувствовали?
Притроньтесь рукой ко всему, что
встретилось на пути. Что вы почувствовали теперь?
Вдохните запах того, что вас окружает. Какие запахи вы чувствуете, какие ощущения у вас появились?
Ребята, представьте, что все мы гуляем во дворе. Девочка с собакой ещё не пришла. Почувствуйте и расскажите какое всё вокруг нас.
А теперь появилась новая девочка? Что мы сначала почувствовали?
Ребята, а что чувствует девочка с собакой?
Ребята, сейчас девочка вышла гулять с собакой, а где она была раньше?
Закончила играть и сразу пошла во двор? Или мы что-то пропустили?
А что нужно, чтобы запеленать собаку?
Значит, девочка играла дома, а потом собралась погулять во дворе с собакой: она взяла одеяльце и завернула в неё собаку.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
Почему девочка завернула собаку в одеяльце?
Для чего она вынесла её во двор? Это её собака или соседская?
О чём подружки могут спросить девочку с собакой?
Смогут ли девочки подружиться?
Ребята, вам понравилось «находится в картине»?
Давайте вернёмся обратно и восстановим фильм от начала до конца. Вы хотите, чтобы этот фильм все увидели?
Молодцы! У нас с вами получился отличный фильм! А что вам больше всего запомнилось? Какие трудности встретились?
Дети составляют рассказ :
В городе жила-была девочка Катя. Однажды она сидела дома и скучала. Она посмотрела в окно и увидела на игровой площадке ребят. Они играли со своими нарядными игрушками. Ей очень захотелось поиграть с ними. Но с кем же оставить любимую собачку Жучку? Катя завернула Жучку в одеяльце и взяла её с собой на прогулку. Когда Катя пришло на детскую площадку, ребята очень удавились. Маленький Егорка перестал катать свой грузовик и показал пальцем на девочку. Ребятам захотелось погладить Жучку и Надя предложила покатать собаку в своей коляске. Так девочки познакомились и подружились. Теперь они каждый день встречались на детской площадке и играли с собакой.
Рефлексия
Ответы детей: дети перечисляют, что им понравилось, что вызвало затруднения.
Информационные ресурсы:
1. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников», методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей, Москва, изд. ГНОМиД, 2003г., выпуск №2.
2. ТРИЗ