МААМ-картинки

Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников

Оксана Викторовна Кузнецова
Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, в окружении которых ребенок растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу.

Темочки:

Проблема автоматизации звукопроизношения, введения поставленных звуков в самостоятельную речь наиболее актуальна. Коррекция звукопроизношения требует от ребенка включения волевых усилий. Одной из причин трудностей является недостаточное развитие навыков самоконтроля детей старшего дошкольного возраста.

Проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции — одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого

самоконтроля — основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

Функции самоконтроля осуществляются лобными долями мозга при интегральном участии других зон коры. Проведенные исследования показывают, что первичные поражения головного мозга у детей с тяжелыми речевыми расстройствами в рамках дизартрии тормозяще воздействуют на процессы созревания лобных и теменно-затылочных долей мозга, что ведет к несформированности интегративных механизмов мозговой деятельности.

Функциональная незрелость лобных отделов мозга у детей и обусловленная ею недостаточная подвижность психических процессов приводят к специфическим нарушениям речевой деятельности в виде неустойчивости речевого внимания, трудностей удержания программы высказывания, снижения самоконтроля и саморегуляции. Здесь очевидна тесная взаимосвязь недостаточности регулятивной функции речи и ее недоразвития.

В связи с тем, что в настоящее время научные и практические поиски направлены на повышение уровня умственного развития детей в процессе обучения, на поиски эффективных путей подготовки шестилеток к учебной деятельности, изучение методов и приемов обучения детей действиям самоконтроля является одной из важнейших задач дошкольной педагогики.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью. Процесс нормализации речи возможен при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только в непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов.

Что же такое самоконтроль?

Самоконтроль - это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной.

Он не появляется сам по себе. Формирование этого навыка происходит только в процессе обучения.

В своей работе я использую приёмы, которые помогут формировать самоконтроль за звукопроизношением у старших дошкольников.

В начале организованной деятельности, даю установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используя такое стихотворение: "Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре громко, чётко говорим, никогда мы не спешим! "

Конечно же, ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Ведь дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают все тонкости правильного произношения. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, поэтому она должна быть правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка.

Активным приемом формирования самоконтроля на раннем этапе являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку в формировании звуковой культуры речи.

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие навыков самоконтроля опираюсь на кинезиологический подход.

Во время режимных моментов выполняются упражнения для развития артикуляторной моторики, пальцевого и кистевого праксиса. Данные упражнения применяются также в качестве физкультминуток. С каждым днем упражнения могут усложняться, увеличиваться объем и темп их выполнения.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук. При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.

Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение: язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево. Когда движение будет освоено, вводится усложнение: язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо. В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.

В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук и др.

Упражнения на развитие межполушарных связей и ручного праксиса: «Колечко» -поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение делаем каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Змейка» - нужно скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. Ещё упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» и др. В упражнении «Зеркальное рисование» нужно положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру и одновременно рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Вот еще необычные упражнения при проведении артикуляционной гимнастики. Логопед выполняет артикуляционные упражнения, а ребенок повторяет, но с «запаздыванием» на одно упражнение. Упражнение «Зеркало», когда два ребенка, или ребенок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой все повторяет.

На материале слогов можно использовать такие приемы. Произносить слоги и одновременно выполнять несложные движения пальцами рук или рисовать пальцем повторяющиеся фигуры. Например, произнося слоги ребенок одновременно «лепит снежок». Произносить слоги с различной интонацией и соответствующим выражением лица (игры «Передай настроение», «Попробуй, покажи» и др.) .

А на материале слов интересная многоплановая игра, которая может тоже использоваться как прием формирования самоконтроля у старших дошкольников -называется «Считалочка-бормоталочка». Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качается» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками. Можно использовать другие варианты игры, например: где хлопком заменяется только одно слово, но каждый раз разное. Постепенно увеличиваем количество слов в предложениях.

Итак, это выглядит следующим образом:

1. Идет бычок качается.

2. Идет бычок (хлопок).

3. Идет (хлопок)(хлопок).

4. (Хлопок)(хлопок)(хлопок).

Возможные варианты считалочек-бормоталочек:

1. Ехал грека через реку.

2. Ехал грека через (хлопок).

3. Ехал грека (хлопок)(хлопок).

4. Ехал (хлопок)(хлопок)(хлопок) .

5. (Хлопок)(хлопок)(хлопок)(хлопок).

В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы, модели артикуляций звуков. Это поможет не только сформировать правильную артикуляцию и произношение звука, но и познакомить ребенка со способами контроля за произношением звука.

Таким образом, обучение контролю за речью происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребенка контролировать чужую речь.

С этой целью использовать прием - формирование у ребенка «детектора ошибок». Следует давать задания по контролю за речью друг друга (игры «Заметь ошибку» «Малышка», «Незнайка» и пр).

Задания по исправлению неправильно произнесенных предложений воспитателем, логопедом (игра «Пойми малыша», большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребенка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребенка исправлять ошибки в речи самостоятельно, в плане громкой речи (игры «Ошибся? Исправься!», «Правильно ли ты сказал?»).

Игровое упражнение «Попугай». Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его: «Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук. Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком».

В процессе автоматизации звуков можно использовать прием регуляции громкости голоса. Предложить ребенку произнести цепочку из слогов, слов или назвать ряд картинок: 1-«тихо», 2- «громко», 3- «тихо» и т. д. Таким же образом можно рассказывать чистоговорки, стихи, считалочки, потешки на отрабатываемые звуки и пр.

Условные сигналы для ответа. При произнесении определенного речевого материала выдели изучаемый звук голосом, «нажми» на звук, покажи рукой положение языка, «сожми кулачки» и пр.

Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете - сформируется привычка самоконтроля.

Таким образом, поэтапное формирование функций самоконтроля способствует повышению потенциала автоматизации новых условно-рефлекторных связей функциональной системы речи детей с органическими поражениями головного мозга и закреплению сформированных умений и навыков в различных ситуациях речевого общения.

Публикации по теме:

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга Выступление на педагогическом совете на тему: «Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга».Все методы обучения взаимосвязаны.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников
Опубликовано: 25 ноября 2023 в 14:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Викторовна Кузнецова (УИ 1108034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД