Папки-передвижки

Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»

Лариса Фёдорова
Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы

«Причины и виды нарушений

в речевом развитии детей

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин.

Основные причины нарушения речевого развития :

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

-Заболевания матери во время беременности.

Публикация «Консультация для логопедов „Причины и виды речевых нарушений и их профилактика“» размещена в разделах

-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы

-Аллергии матери.

-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.

-Многообразная акушерская патология.

-Курение во время беременности, употребление алкоголя.

-Неблагоприятный возраст матери для беременности.

-Особые психические нагрузки матери в период беременности.

-Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

-Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах.

-«Двуязычие» в семье

- Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.

-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Основные виды речевых нарушений :

дислалия;

фонетико-фонематическое

недоразвитие речи;

общее недоразвитие речи;

заикание.

Дислалия

-это нарушение звукопроизношения.

Особенности:

хороший словарный запас,

правильное построение предложений и согласование слов;

но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Нарушения звукопроизношения в речи ребё нка могут проявляться по- разному:

звук отсутствует: ампа (лампа, акета (ракета);

звук произносится искажённо, т. е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с межзубный с;

звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у)

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую

Причины функциональной дислалии:

общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;

недостаточная степень развития фонематического слуха;

неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:

а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);

б) дефекты в строении челюстей:

- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- передний открытый прикус;

- боковой, двусторонний прикус;

- укороченная или слишком массивная уздечка языка.

2. Патологические изменения величины и формы языка.

3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

4. Атипичное строение губ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие

-это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Особенности:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими,

Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т. п.).

3. Смешение звуков.

Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) -

различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Причины общего недоразвития речи:

различные неблагоприятные воздействия :

во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз,

во время родов (родовая травма, асфиксия,

в первые годы жизни ребёнка.

Особенности:

Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.

Нарушение звукопроизношения.

Нарушение фонематического слуха.

Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании,

неверно строят предложения,

неправильно употребляют окончания.

В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

Заикание

-нарушение темпа, ритма, плавности речи,

вызванное судорогами мышц лицевого аппарата;

возникает в возрасте 2-2,5 года

Особенности:

вынужденные остановки в речи,

повторения отдельных звуков и слогов,

добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

Профилактика заикания :

• речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

• нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

• не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;

• избегать психических и физических травм (особенно головы);

• не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;

• не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;

• не запугивать ребенка страшными сказками;

• не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;

Любые нарушения речи можно исправить, важно- не упустить время.

Литература:

Поваляева М. А «Справочник логопеда» «Феникс» ,2002 г

Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников» М. Просвещение, 1985 г

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием.

Детская агрессивность в раннем возрасте: причины и профилактика Я работаю с ранним возрастом, где детки от 2-х до 3-х лет. Малыши первый раз переступили порог нашей группы и. началась адаптация. Конечно,.

Консультация для родителей «Первичная профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая.

Консультация для воспитателей второй младшей группы «Первичная профилактика речевых нарушений» Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Консультация «Предупреждение речевых нарушений» Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Уважаемые мамы и папы! Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и,.

Причины логопедических нарушений у современных дошкольников Воспитатели дошкольных учреждений бьют тревогу: с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Каковы же причины такой.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»
Опубликовано: 14 января 2016 в 15:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Фёдорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД