Лариса Фёдорова
Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»
«Причины и виды нарушений
в речевом развитии детей.»
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.
Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин.
Основные причины нарушения речевого развития :
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений
-Заболевания матери во время беременности.
Публикация «Консультация для логопедов „Причины и виды речевых нарушений и их профилактика“» размещена в разделах
-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы
-Аллергии матери.
-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.
-Многообразная акушерская патология.
-Курение во время беременности, употребление алкоголя.
-Неблагоприятный возраст матери для беременности.
-Особые психические нагрузки матери в период беременности.
-Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.
-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений
-Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах.
-«Двуязычие» в семье
- Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.
-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.
Основные виды речевых нарушений :
дислалия;
фонетико-фонематическое
недоразвитие речи;
общее недоразвитие речи;
заикание.
Дислалия
-это нарушение звукопроизношения.
Особенности:
хороший словарный запас,
правильное построение предложений и согласование слов;
но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Нарушения звукопроизношения в речи ребё нка могут проявляться по- разному:
звук отсутствует: ампа (лампа, акета (ракета);
звук произносится искажённо, т. е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с межзубный с;
звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у)
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую
Причины функциональной дислалии:
общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;
недостаточная степень развития фонематического слуха;
неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
двуязычие в семье.
Причины механической дислалии:
1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:
а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
б) дефекты в строении челюстей:
- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);
- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);
- передний открытый прикус;
- боковой, двусторонний прикус;
- укороченная или слишком массивная уздечка языка.
2. Патологические изменения величины и формы языка.
3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
4. Атипичное строение губ.
Фонетико-фонематическое недоразвитие
-это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Особенности:
1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.
В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.
Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).
2. Замена одних звуков другими,
Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т. п.).
3. Смешение звуков.
Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.
Общее недоразвитие речи (ОНР) -
различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Причины общего недоразвития речи:
различные неблагоприятные воздействия :
во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз,
во время родов (родовая травма, асфиксия,
в первые годы жизни ребёнка.
Особенности:
Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.
Нарушение звукопроизношения.
Нарушение фонематического слуха.
Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании,
неверно строят предложения,
неправильно употребляют окончания.
В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
Заикание
-нарушение темпа, ритма, плавности речи,
вызванное судорогами мышц лицевого аппарата;
возникает в возрасте 2-2,5 года
Особенности:
вынужденные остановки в речи,
повторения отдельных звуков и слогов,
добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания :
• речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
• нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
• не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;
• избегать психических и физических травм (особенно головы);
• не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;
• не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;
• не запугивать ребенка страшными сказками;
• не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;
Любые нарушения речи можно исправить, важно- не упустить время.
Литература:
Поваляева М. А «Справочник логопеда» «Феникс» ,2002 г
Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников» М. Просвещение, 1985 г