Папки-передвижки

Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»

Лариса Фёдорова
Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы

«Причины и виды нарушений

в речевом развитии детей

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин.

Основные причины нарушения речевого развития :

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

-Заболевания матери во время беременности.

Темочки:

-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы

-Аллергии матери.

-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.

-Многообразная акушерская патология.

-Курение во время беременности, употребление алкоголя.

-Неблагоприятный возраст матери для беременности.

-Особые психические нагрузки матери в период беременности.

-Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

-Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах.

-«Двуязычие» в семье

- Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.

-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Основные виды речевых нарушений :

дислалия;

фонетико-фонематическое

недоразвитие речи;

общее недоразвитие речи;

заикание.

Дислалия

-это нарушение звукопроизношения.

Особенности:

хороший словарный запас,

правильное построение предложений и согласование слов;

но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Нарушения звукопроизношения в речи ребё нка могут проявляться по- разному:

звук отсутствует: ампа (лампа, акета (ракета);

звук произносится искажённо, т. е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с межзубный с;

звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у)

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую

Причины функциональной дислалии:

общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;

недостаточная степень развития фонематического слуха;

неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:

а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);

б) дефекты в строении челюстей:

- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- передний открытый прикус;

- боковой, двусторонний прикус;

- укороченная или слишком массивная уздечка языка.

2. Патологические изменения величины и формы языка.

3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

4. Атипичное строение губ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие

-это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Особенности:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими,

Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т. п.).

3. Смешение звуков.

Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) -

различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Причины общего недоразвития речи:

различные неблагоприятные воздействия :

во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз,

во время родов (родовая травма, асфиксия,

в первые годы жизни ребёнка.

Особенности:

Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.

Нарушение звукопроизношения.

Нарушение фонематического слуха.

Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании,

неверно строят предложения,

неправильно употребляют окончания.

В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

Заикание

-нарушение темпа, ритма, плавности речи,

вызванное судорогами мышц лицевого аппарата;

возникает в возрасте 2-2,5 года

Особенности:

вынужденные остановки в речи,

повторения отдельных звуков и слогов,

добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

Профилактика заикания :

• речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

• нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

• не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;

• избегать психических и физических травм (особенно головы);

• не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;

• не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;

• не запугивать ребенка страшными сказками;

• не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;

Любые нарушения речи можно исправить, важно- не упустить время.

Литература:

Поваляева М. А «Справочник логопеда» «Феникс» ,2002 г

Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников» М. Просвещение, 1985 г

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием.

Детская агрессивность в раннем возрасте: причины и профилактика Я работаю с ранним возрастом, где детки от 2-х до 3-х лет. Малыши первый раз переступили порог нашей группы и. началась адаптация. Конечно,.

Консультация для родителей «Первичная профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая.

Консультация для воспитателей второй младшей группы «Первичная профилактика речевых нарушений» Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Консультация «Предупреждение речевых нарушений» Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Уважаемые мамы и папы! Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и,.

Причины логопедических нарушений у современных дошкольников Воспитатели дошкольных учреждений бьют тревогу: с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Каковы же причины такой.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»
Опубликовано: 14 января 2016 в 15:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Фёдорова (УИ 245166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД