Приложение МААМ

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений

Юлия Юрьевна Карачкова
Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. К первой группе можно отнести средства, которые непосредственно развивают речь ребенка. Ко второй группе отнесем опосредованный материал – это нетрадиционные методы. Нетрадиционными методами терапии коррекционного воздействия являются: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия, арт-терапия, су-джок терапия, кислородный коктейль, игры с водой и песком, использование персонального компьютера.

Публикация «Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными.

В практике изучения коррекции речевых расстройств, можно выделить такие нетрадиционные методы :

• Ароматерапия

• Фитотерапия

• Музыкотерапия

• Хромотерапия

• Арт-терапия

• Су - джок терапия

• Кислородный коктейль

• Игры с водой и песком

• Использование персонального компьютера

Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением, повышать работоспособность, уверенность в себе. Ароматы также воздействуют и на концентрацию внимания (у детей – логопатов оно крайне неустойчивое).

Влияние на психику (психоэмоциональное действие) эфирных масел:

• Гераниевое – снимает стресс и состояние тревоги.

• Лавандовое – снимает стресс и состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.

• Мятное – повышает настроение.

• Ромашковое (аптечная ромашка) – успокаивает, способствует запоминанию.

• Розмариновое – улучшает память, расслабляет перевозбужденную нервную систему (хорошо применимо в работе с гиперактивными детьми).

• Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме, оживляет умственную деятельность, ясность ума.

• Пихтовое – устраняет астено-депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство, антисептическое действие при вирусных инфекциях.

• Кедровое – устраняет нервозность, растерянность, придает уверенность в своих силах.

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

При спастической форме дизартрии рекомендуется использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, отвары из донника лекарственного. Хороши ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток.

Для беспокойных дизартриков рекомендуются отвары трав чертополоха и подмаренника мягкого.

Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно сок свежей капусты.

Эффективно втирание масла из плодов можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К. А. Семеновой.

При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием. Сбор № 1: вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 грамм. Сбор № 2: корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 грамм.

Разумеется, все рецепты хорошо в каждом конкретном случае согласовать с врачом.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. «Во время прослушивания музыки происходит перестройка биопотенциалов головного мозга, снижение общего уровня кортикальной активности, что обуславливает снятие эмоционального напряжения.».

Приемы музыкотерапии:

• Прослушивание музыкальных произведений

• Ритмические движения под музыку

• Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение

Улучшению настроения способствуют произведения Ф. Гайдна, Д. Россини и почти все произведения В. А. Моцарта. Сонаты Л. Ван Бетховена позволяют ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить творчество. Эти произведения оказывают наибольший эффект при работе с вялыми, паретичными детьми.

Было замечено, что лёгкая, спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. «Каприз № 24» Н. Паганини повышает тонус организма, настроение, способствует концентрации внимания. Успокоению и уравновешиванию нервной системы способствуют пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Л. Ван Бетховена, фонограммы пения птиц.

Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

• громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

• использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

• лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

• продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Использование музыкотерапии при речевых патологиях оказалось оправданным и очень перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка.

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Цели применения цветотерапии в коррекционной работе :

• Нормализовать мышечный тонус

• Нейтрализовать негативное состояние

• Изменяя цвет во время индивидуальных коррекционных занятий (на светильник, накинув, шифон определенного цвета) можно благотворно действовать на нервную систему ребёнка.

Воздействие цвета на организм ребенка:

• Синий, голубой – расслабляет, оказывает успокаивающее, тормозящее действие; снимает спазмы, головные боли; стимулирует умственную деятельность.

• Красный, розовый – активизирует, повышает физическую работоспособность, ощущение теплоты; стимулирует психические процессы.

• Зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение; оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей.

• Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

Детский сад – это место, где дети проводят большую часть своего времени, поэтому крайне необходимо, чтобы окружающие их цвета благотворно на них влияли. Так, например, интерьер групповых помещений логопедических групп выдержанных в персиковых тонах. Это связано с тем, что персиковый тон способствует позитивному самоощущению, открытости, восстанавливает нервные затраты. А светло-зеленый цвет создает легкую и радостную атмосферу, что способствует развитию познавательных способностей у детей.

Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам, работающим с детьми необходимо это учитывать в своей работе.

Арт-терапия – развитие креативности и гармонизация личности через художественное творчество.

Цель занятий: помочь ребенку с нарушениями речи начать осознавать себя и свое место в окружающем мире, научить выражать свои чувства на бумаге, преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.

Задачи:

• Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

• Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

• Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

• Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.

• Развитие познавательных процессов.

• Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

• Расширение эмоционального опыта.

• Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми художественными образами.

• Обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать.

Как подтвердила практика такие занятия наиболее эффективны и позволяют ребенку реализовать свои творческие способности и фантазию, обогатить словарь, а главное – развить коммуникативные умения.

Су-джок терапия – один из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Цели су-джок терапии:

• Нормализовать мышечный тонус

• Стимулировать точки соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата

Су-джок акупунктура (су – кисть, джок – стопа) – является достижением восточной медицины. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное» управление созданное для того, чтобы поддержать здоровье при воздействии на определённые точки. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. С помощью мячей – ёжиков, шариков, шишек удобно массировать пальцы рук, что оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.

Кислородный коктейль – это густая пена, состоящая из тысячи пузырьков, наполненных драгоценными молекулами Q2. В состав коктейля входит кислород, а также сироп шиповника, сироп корней солодки, пенообразователи и фруктовые соки.

Кислород – главный источник жизни, поэтому кислородный коктейль – продукт с многогранными полезными свойствами.

Игры с водой и песком – это стабилизация эмоционального, т. е. психофизического состояния. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи весьма эффективно. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Эти игры способствуют развитию речи, внимания, памяти и являются прекрасным средством для профилактики и коррекции. Кроме того, движения рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как ребенок увлечен действием и игрой, а песок и вода обладают релаксационным действием.

Использование ИКТ для исправления и совершенствования речи дошкольников

Задачи:

• Создание положительной мотивационной готовности к обучению и коррекции

• Расширение кругозора, познавательно-исследовательских способностей

• Развитие психических процессов

• Развитие самостоятельности, уверенности в собственных возможностях

Применение логопедической программы сайта «Мерсибо», специально разработанной для автоматизации звуков, для развития ВПФ, подготовки к обучению грамоте позволило нам сформировать умение детей различать гласные и согласные звуки,совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. Именно такое сочетание дает возможность сделать коррекционную работу процессом творческим и плодотворным.

Публикации по теме:

Занятие по коррекции речевых нарушений путем развития двигательной сферы по сказке «Гадкий утенок» Тема: «Домашние птицы» Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словами. Образовательные.

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Использование песочной терапии для коррекции речевых нарушенийИспользование песочной терапии для коррекции речевых нарушений По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики и коррекции.

Консультация «Предупреждение речевых нарушений» Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются.

Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию речевых нарушений Учитель-логопед Федяшина Т. Н. МБДОУ «Детский сад № 1» г. Энгельс Саратовской обл. Логоритмическое воздействие на развитие речи и коррекцию.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей И. А. Савина, Воспитатель МДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка» г. Белореченска, тел. 8918-19-56-777. Основы взаимодействия логопеда.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 21:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Юрьевна Карачкова (УИ 215883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД