Наталья Подставкина
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.
Основой логоритмики являются речь, музыка и движение
Можно ли совместить эти направления? Как на занятиях по логоритмике максимально использовать физическую нагрузку? Это ведь- элементы физкультуры. Это новое путешествие в страну игры, дружелюбия, взаимопомощи и, конечно, здоровья, сотрудничества. Коррекционные занятия проводятся с привлечением специалистов –учителя физкультуры и учителя музыки. Необходимы занятия по физическому воспитанию, которые устраняют нарушения общей моторики, развивают быстроту и общую выносливость, а также способствуют отрабатыванию плавности и регуляции дыхания. Музыкальные занятия, которые способствую развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени, вербальных и невербальных навыков и мыслительных способностей.
Публикация «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений» размещена в разделах
Логоритмика способствует развитию у детей с речевой патологией пространственные представления двигательных способностей, как основы перевоспитания и устранения речевых нарушений- постепенного формирования нормального двигательного навыка.
Целью нормализации речи предпологает развитие, воспитание и коррекции двигательной сферы, формирование двигательных умений и навыков, сенсорных и двигательных способностей и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей, развитие ловкости, координации движений.
Сочетание движений со словом и музыкой представляет целостный воспитательно-коррекционный процесс, где формирование движений происходит при участии речи.
Формирование речи происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Другими словами: правильное, динамичное выполнение упражнений для головы, рук, туловища, ног подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Все это возможно осуществить в игровой форме, поскольку игра является ведущим видом деятельности ребенка. Формирование движений происходит при участии речи. Ощущение живого и неживого мира дети учатся изображать с помощью своих мышечно-двигательных восприятий. Эти ощущения дети начинают осуществлять с помощью слов, что необходимо для детей с общим недоразвитием речи.
Дети всегда любители бегать, прыгать,ловит. Но игры бывают разные. И если в одних играх сюжет и роли отсутствуют, а существуют только двигательные задания регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения, то в других наоборот имеется сюжет и все роли тесно связаны с сюжетом. Действия играющих выполняются в строгом соответствии с правилами.
А еще существуют игры где - сюжет, действия играющих
обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность. На пример:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается.
Второй раз запрещается.
Ну а в третий раз, не пропустим вас.
Такой подход к обучению является естественным средством коррекции развития ребенка. Одним из важных условий успешности обучения является заинтересованность детей, поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринужденно Естественный, систематический целенаправленный процесс двигательных упражнений, игр, заданий, особенно в сочетании с сопровождающим текстом (лучше стихотворным, помогает осуществить главную задачу-формирование речи.
Так как дети воспринимают окружающий мир через, поэтому в играх желательно прибегать к сравнениям, на пример: «Полетаем как самолет, птица, попрыгаем как зайцы, то топаем как слон»
Во всех двигательных заданиях должны быть конкретно обозначены задания: «Идите приставным шагом. Бросайте мяч в кольцо.»;
При проведении игр важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Если у ребенка синдром гиперактивности, почаще предлагать упражнения требующие точности. У мало активных детей– воспитывать желание к активным видам деятельности.
Успешность формирования просодики у дошкольников зависит от всей деятельности детей в детском саду и должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. В данном случае необходима согласованность в работе всех педагогов ДОУ.
Возможностями логоритмики по развитию просодической стороны речи я считаю следующие вербальные и невербальные направления работы:.
.
Невербальные методы.
1. Развитие моторики -- развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, имитационные движения- развитие мелкой моторики пальцев руку снять напряженность, скованность движений, воспитывать свободу действий.
2. Формирование у детей таких чувств как ритм, темп, время. Музыкально – дидактические упражнения, игры направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия.
3. Упражнения, направленные на развитие мимических мышц.
Вербальные методы.
1. Музыкально – дидактические упражнения, игры направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, речевые игры с движениями 2. Стихи, чистоговорки, скороговорки. 3. Подбор рифмы. 4. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием. 5. Работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания. 6. Работа над интонацией.
Интегрированные занятия состоят из следующих видов упражнений:
1. Различные виды ходьбы: по кругу, парами, группой, обходя различные предметы. Эти упражнения -формируют координацию, учат не сталкиваться во время ходьбы и бега, улучшают осанку. Учат действовать пословесной инструкции.
2. Достижение возможности переключаться с одного движения на другое, планировать движения в пространстве помогают упражнения с музыкальным сопровождением, которые так же учат устанавливать связи между длительностью звучания и интенсивностью движения.
3. Для развития речевого слуха и речевой памяти использую упражнения без музыкального сопровождения, направленные на коррекцию произношения, формирование речевого выдоха.
4. У детей с речевой патологией большую сложность вызывает произношение слов состоящих из 3 и более слогов. Формированию ритма слова помогают движения. Развитие координации, общей и мелкой моторики пальцев рук способствует восприятию ритмачистоговорок, слоговых дорожек, стихов, песен.
5. Умение управлять мышцами своего тела необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям дети учатся расслаблять и напрягать определённые группы мышц, а значит осознанно управлять движениями своего тела.
6. Для повышения подвижности органов артикуляционного аппарата провожу гимнастику органов речи, упражнения подбираю в соответствии с дефектом речи.
7. Чтобы задать определённый темп и ритм выполнения движений использую счетные упражнения. Чаще всего счётные упражнения – это разнообразные считалки.
8. Обучение правильному речевому выдоху так же провожу в игровой форме. Одновременное сочетание движений рук, ног, туловища, головы с речевым материалом, который произносится на выдохе ускоряет процесс формирования длительного речевого выдоха.
9. Контролировать нормальный темп речи помогают стихи в которых необходимо делать речевые паузы и логическое ударение.
Для того чтобы максимально исключить неправильные и лишние движения детей, сбалансировать деятельность нервной системы, а также научить детей говорить более выразительно и эмоционально, нужна постоянная работа по развитию моторных функций посредством движения, с помощью его различных форм и видов.
Данные упражнения провожу на всех этапах занятия. После занятий рекомендую воспитателям включать во все режимные моменты.
У детей с нарушениями речи, отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость при ходьбе, замедленность движений. Ходьбу, маршировку, бег, сочетающиеся со словом и музыкой, включаем в каждое занятие. Данные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи.