Елена Семыкина
Консультация для воспитателей второй младшей группы «Первичная профилактика речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Первичная профилактика речевых нарушений
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.
Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Публикация «Консультация для воспитателей второй младшей группы „Первичная профилактика речевых нарушений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 4-х лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.
Речь детей 3-4 лет в норме:
• В 3 года – словарь составляет около 1000 слов.
• В возрасте 4 года словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.
• Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.
• Четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.
• Начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
• Ваш ребенок уже называет свое имя и фамилию, имена родственников и друзей.
• В речи появляются свистящие звуки с – с', з – з'.
К 4 годам жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи.
Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков.
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано прежде всего недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:
• Согласные звуки произносятся смягченно: “столь” вместо “стол”, “миська” вместо “мишка”, “зюбы” вместо “зубы”;
• Шипящие фонемы заменятся свистящими: “лосадка” вместо “лошадка”, “сапка” вместо “шапка”, “сётка” вместо “щётка”;
• Совсем не произносят звук “р” или заменяют его звуками “л, ль, в, й” : “лыба” вместо “рыба”, “лёза” вместо “роза”, “кавман” вместо “карман”, “йак” вместо “рак”;
• Звук “л” чаще всего смягчается или заменяется на “й” : “люк” вместо “лук”, “йампа” вместо “лампа”;
• Звуки “к,г,х” или отсутствуют или заменяются на “т” и “д” : “дуси” вместо “гуси”, “тоска” вместо “кошка”, “тлеб” вместо “хлеб”.
Как помочь ребенку:
• Развивать органы артикуляции;
• Развивать слуховое внимание;
• Развивать мелкую моторику;
• Развивать понимание речи.
Для развития движений органов артикуляции необходимо проводить артикуляционную гимнастику.
Артикуляторная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости, за объемом движений, умением удерживать движение, определенное время, за переключаемостью движений, т. е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.
Гимнастика для губ и щек:
• Надувание обеих щек одновременно.
• Надувание щек попеременно.
• Втягивание щек в ротовую полость.
• Сомкнутые губы вытягивают вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.
• Улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
• Чередование улыбка - трубочка.
• Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
• Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
• Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
• Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
• Имитация полоскания зубов.
• Нижняя губа под верхними зубами.
• Верхняя губа под нижними зубами.
• Чередование двух предыдущих упражнений.
• Вибрация губ (фырканье лошади).
• При выдохе удерживать губами карандаш.
Гимнастика для челюстей:
• Опускание и поднимание нижней челюсти.
• Движение нижней челюсти вправо.
• Движение нижней челюсти влево.
• Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.
Артикуляционная гимнастика:
1. «Улыбочка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
2. «Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.
3. «Киска сердится» Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.
4. «Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».
5. «Лопаточка» Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
6. «Трубочка» Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.
7. «Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
8. «Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
9. «Часики»Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
10. «Змейка» Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
11. «Орешек» Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
12. «Загони мяч в ворота» Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Для детей младшего дошкольного возраста подобрано больше игр и упражнений для развития узнавания неречевых и речевых звуков.
Предлагаем вам игры, которые знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
1. «Ушки - слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
2. «Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
3. «Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
4. «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста.