Ирина Сизова
Детская агрессивность в раннем возрасте: причины и профилактика
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю с ранним возрастом, где детки от 2-х до 3-х лет. Малыши первый раз переступили порог нашей группы и. началась адаптация. Конечно, тяжёлое время для них и каждый справляется с ней как его подготовили родители, и какой у детей уровень стрессоустойчивости. И нередко, когда включаются механизмы самозащиты, ребёнок проявляет себя как агрессор. На это безусловно влияет период адаптации, но, выявив такого ребёнка, надо немедленно заняться выяснением причин агрессии, провести беседу с родителями, больше внимания оказывать социализации такого ребёнка в детском коллективе, скорейшему снижению уровня его агрессии, чтобы избежать психологического дискомфорта всех малышей группы.
Публикация «Детская агрессивность в раннем возрасте: причины и профилактика» размещена в разделах
В нашей группе в этом учебном году выявился такой ребёнок, сопровождающий агрессию укусами сверстников. Я подготовила консультацию для родителей малыша и родителей всей группы в целях профилактики агрессивного поведения в дальнейшем у других воспитанников.
Что же такое агрессия?
Агрессия представляет собой ответную реакцию на неосуществлённые планы, запреты и возникающие трудности. Агрессией пытаются защититься от стоящих на пути препятствий.
В психологическом словаре приводится следующее определение:
"Агрессия -- диструктивное поведениеЮ противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт".
Как показали исследования, агрессия наиболее распространена у детей до шести--семи лет, и начинает стихать только, когда ребёнок становится школьником. К семи годам он уже более самостоятельный, учится в игровых ситуациях искать выход, более внимателен к мнению взрослых.
Ребёнок с детства развивается физически и психологически, поэтому своё агрессивное поведение он оправдывает как цель защиты от взрослых, сверстников, как способ отстаивания своей точки зрения.
Укус -- это эмоциональный вид агрессии. Примерно в год, малыш может через укусы выражать свои эмоции. Некоторые дети рождаются чрезмерно чувствительными, и любое событие вызывает у них взрыв эмоций. А так как свои чувства словами ребёнок выразить не может, он использует доступные для него средства -- укусы. В это время от кусаки могут пострадать не только родственники, но и другие дети. К примеру, малыш может прийти в восторг от нового товарища по играм и на родастях искусать его.
Агрессия у детей 2-3 лет.
Когда малышу исполняется 2-3 года и его отдают в ясли, он начинает кусать уже сверстников.
Конечно, причиной такого поведения может стать стресс от смены обстановки, также, желание контролировать окружающих. В этом возрасте для многих становится открытием, что они вовсе не "пуп земли", и окружающие люди вовсе не думают подчиняться их желаниям. Это вызывает чувство протеста, поэтому ребёнок может начать кусать детей.
Но к тому можно смело прибавить и такие факторы:
-- кризис трёх лет. Всем известное "Я сам!" Агрессия может начаться при любом пресечении самостоятельности ребёнка;
-- недостаточное развитие самоконтроля, навыков общения и плохо разбираемая речь. Именно по этой причине может возникнуть всплеск агрессии и во время игры со сверстниками: малыш может ударить или укусить другого ребёнка;
-- а также семейная ситуация: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях -- крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления; непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения; устранением от общения с малышом, безразличие, нетерпимость и властность.
Преодоление агрессивности.
Преодолению агрессивности помогает окружение, испопользующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово; поощрение взглядом, жестом, действием.
Значимо и наказание, если оно следует немедленно за поступком, объяснено ребёнку, оно суровое, но не жестокое, оно оценивает действие малыша, а не человеческие качества.
Рекомендации родителям могут быть такие:
-- принимайте ребёнка таким, каков он есть;
-- предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
-- включайте малыша в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле;
-- расширяйте кругозор ребёнка;
-- игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих;
-- учитесь слушать и слышать ребёнка;
-- не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, а научите выражать их правильно.
-- повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они разумны.