Наталья Перцевая
Причины логопедических нарушений у современных дошкольников
Воспитатели дошкольных учреждений бьют тревогу: с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Каковы же причины такой патологии? По мнению специалистов, таких причин несколько :
- Ухудшение экологической обстановки;
- Особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;
- Увеличение числа патологий беременности;
- Увеличение количества родовых травм;
- Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- Различные социальные причины.
Рассмотрим некоторые из них.
Публикация «Причины логопедических нарушений у современных дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
1. Причины, вызванные современной жизнью. Дети, появившиеся на свет в начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных условиях, чем старшие поколения.
Буквально на глазах происходит разрушение традиционных форм детского сообщества, рост приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре, распад самой игры.
Новые социально-экономические реалии коренным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми.
Верхние позиции в системе семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования. Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам. В сороковых годах прошлого века появился термин «синдром госпитализма». Это понятие возникло в домах ребенка, где жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей отмечалась задержка речевого развития, потому что обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы, то есть у малыша должно происходить развитие коммуникативной деятельности.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Передовые информационные технологии привели к существенным изменениям в одной из важнейших сфер человеческого бытия – коммуникативной.
Все меньше места в детской культуре остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Дети легко управляются со сложными техническими устройствами, располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов. Конечно, их мало занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти бесхитростные игры соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и всевозможные аксессуары для его реализации, но нисколько не способствуют развитию воображения. А ведь именно воображение является главным новообразованием дошкольного детства, ответственным, по словам Л. С. Выготского, за специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной действительностью.
Появление у ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций «как будто» свидетельствует не только о его готовности к игре, нои о и начале активного познания и освоения окружающего мира в доступных его познавательным возможностям формах. Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.
Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности.
Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее у игры право на создание мнимой ситуации.
То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером. Поэтому ребенку ничего не надо «додумывать». Все преподнесено в готовом виде.
Другим фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители легко поддаются рекламной информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором. Он способен надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки.
Не читают родители – не будут читать и дети.
Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является то, что дети не только не могут пересказать известные русские народные сказки, но и путают героев сказок с персонажами голливудских мультфильмов.
Негативно сказывается на здоровье детей и, прежде всего, на сохранности речевого аппарата, появление на домашней кухне блендера. Это замечательное техническое изобретение; но мамы и бабушки так стараются для своих детей и внуков, забывая о возрасте ребенка, что даже в 3 – 4 летнем возрасте дети не умеют жевать, - они приучены к измельченной пище. А у ребенка к моменту появления первых слов должен быть правильно сформирован речевой аппарат. Для этого с появлением зубов ребенок должен грызть твердую пищу и учиться жевать. Именно такое назначение определила зубам и ротовой полости природа.
Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счетом. Уже двухлетних малышей нетерпеливые родители знакомят с «Азбукой». Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения. Своеобразным языком электроники дети овладевают легче и быстрее, чем лексикой современного им языка.
Но при этом нарушается одно из главных условий появления речи у ребенка - наличие речевой среды. Общение с техническими устройствами не только не способствует речевому развитию ребенка, но негативно влияет на него. Нет речевой среды (живого общения) - нет речевого развития. Фонематический слух (способность восприятия звуков – фонем) формируется у ребенка от 0 до 6 месяцев. Телевизор с мультфильмами и сказками, компьютер, говорящие игрушки затормаживают речевое и общее интеллектуальное развитие детей, особенно до 3 –х - летнего возраста, когда мозг еще не созрел.
Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей). Если в семье этого нет бесед, совместного детско – родительского чтения, ответов на вопросы, совместных игр или они присутствуют в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития.
2. Проблемы, вызванные различными патологиями детей и их родителей
• органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);
• функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
К органическим проблемам относят
• поражение центральной нервной системы, когда страдают непосредственно центры восприятия, воспроизведения речи, речедвигательная зона вызывает очень серьезные речевые проблемы. Поражение центральной нервной системы может быть вызвано родовыми травмами, асфиксией плода, проведением интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
• нарушение мозгового кровообращения. Такая проблема чаще всего возникает к детей, родившихся методом Кесарева сечения. (Это метод патологических родов, во время которых нарушается мозговое кровообращение ребенка, происходят множественные мелкие кровоизлияния не только в нижних отделах мозга, но и в коре из – за разницы давления (Кессонная болезнь, во время которой происходит «закипание» кислорода, травмируются шейный отдел позвоночника, головной и спинной мозг).Если ребенку с такой патологией вовремя не оказана медикаментозная помощь, то это приводит к поражениям ЦНС различной степени тяжести.
• недостаточные условия для созревания ЦНС, когда по разным причинам ребенок во время беременности матери или родов испытывал кислородное голодание, не получал из- за токсикоза, различных заболеваний, стрессов, приема лекарственных препаратов или вредных привычек мамы достаточное количество аминокислот, витаминов, микро- и макро –элементов.
• Нарушение иннервации органов речи происходит в тех случаях, когда снижен или повышен тонус мышц речедвигательного аппарата. В этом случае необходима помощь экстренная детского невролога.
• Проблемы в психическом развитии. Если есть нарушения в познавательном развитии ребенка, они чаще всего сопровождаются отклонениями в речевом развитии.
К функциональным проблемам относят :
• Наследственную предрасположенность, генетические аномалии.
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
• Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя
• Проблемы со слухом (физиологическим) влияют на сохранность фонематического слуха.
• Проблемы со зрением. Если страдает зрение, то будет страдать произносительная сторона речи, а впоследствии происходит и нарушение речи в целом.
• Вредные привычки. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца.
• Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
Таким образом, задача взрослых: родителей, воспитателей, логопеда вовремя выявить нарушения в речевом развитии ребенка помочь ему преодолеть их
Литература:
Т. В. Буденная. Лекции для логопедов.
Е. Тимощенко Психологические особенности современных дошкольников.