Елена Скоряк
Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Уважаемые мамы и папы!
Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и, несмотря на это, некоторые упражнения у нас вызывают затруднения, представьте какие трудности возникают у ребёнка, речь которого только формируется. А ведь благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Публикация «Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах
Речь, мышление и психика развивают одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка. Но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки,когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.
Во сколько дети начинают говорить и как интенсивно развивается их речь?
• Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам.
• Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.
• Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно— и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.
• Период с года до двух — время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы.
• Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.
• Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.
Как помочь ребенку начать говорить?
• Постоянно беседуйте с малышом
Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями — должного эффекта не будет.
• Развивайте мелкую моторику
Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.
Пальчиковаяигры
«Наши ручки»
Где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.
Вытягивают ручки вперед
Показывают ручки.
Спрятали ручки за спину
Опять показывают ручки.
«Кулачки»
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук! Сложить кулачки обоих рук
Бьют кулачками.
«Очки»
Бабушка очки надела
И детишек разглядела.
И детишки очки надели
Бабушку разглядели. Колечки подносят к глазам
Дети повторяют действия за взрослым.
«Дождик, дождик»
Дождик, дождик,
Кап да кап, кап…
Мокрые дорожки.
Все ровно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
Дети повернули ладошку кверху и
Указательным пальцем имитируют
Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап.»
«Пароход»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка:
Пых, пых… Дети обе сложенные ладони
поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых.»
«Еду к деду, еду к бабе»
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровненькой дорожке,
На одной ножке
Гоп- гоп- гоп… Дети катают карандаш между ладонями
и повторяют слова за взрослыми:
«Гоп-гоп-гоп»
• Сортируем макароны
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.
Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».
Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.
Помогите ребенку справиться с заданием.
• Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить
Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя:
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит,
Всё это шутка,
Ну конечно это — (утка)
___
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её — (корова).
выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика-
крайне важна для детей. Она вырабатывает подвижность органов, которые участвуют в формировании речи, их переключаемость и координацию, а это залог правильного звукопроизношения и красоты речи в дальнейшем.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Не игнорируйте признаки задержки речевого развития :
— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;
— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов — не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;
— к двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;
— к двум — двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цвета;
— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.
Внимание!
Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка : если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на задержку речевого и психического развития.
Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, покажите ребенка неврологу, психологу и дефектологу. Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями».
Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить?
Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.
Занимайтесь с ребенком с удовольствием. Желаю вам успехов!
Памятка для родителей!
ДЕЛАЙТЕ!
- радуйтесь вашему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;
- когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно;
- речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей, поэтому ребёнок должен слышать только правильную речь в своем окружении;
- установите четкие требования к ребенку;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов;
-Ваши объяснения должны быть простыми и понятными;
- будьте терпеливы;
- говорите медленно;
-приучайте дышать через нос;
- спрашивайте «что» и «почему»;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- если ребенок не умеет ещё читать или читает плохо, каждый день читайте ему;
- не скупитесь на похвалу;
- поощряйте любопытство и воображение вашего малыша;
- поощряйте игры с другими детьми;
- заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать;
- приобретите аудиозаписи любимых песенок, стихов, сказок; пусть он слушает их снова и снова;
- помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а так же сведения о маме и папе и других родственниках;
- старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку;
- будьте примером: пусть ребенок видит, какое удовольствие вы получаете от чтения книг, журналов,газет;
- играйте с ребенком в разные игры;
- проблемы «отцов и детей» не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
-оберегайте слух ребёнка от сильных слуховых воздействий (нельзя громко включать телевизор, музыку) ;
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
- не сравнивайте ребенка, ни с какими другими детьми. Нельзя ругать ребёнка за плохую речь, требовать, чтобы он верно повторил трудные для него слова. Это приводит к тому, что ребёнок отказывается говорить, замыкается в себе. Лучше просто несколько раз повторите слово правильно, чтобы ребёнок услышал правильный образец.
- не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не поощряйте неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова-заменители типа «ням-ням»(кушать, «Мяу» (кошка). «бибика»(машина, «киса» (кошка) и др. говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка
- не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончит рассказывать, - другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит;
- не задавайте слишком много вопросов;
- не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов;
- не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен. Займитесь чем-то другим!;
-не требуйте сразу слишком многого;
- не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
- не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений, игрушек, поездок и т. д. ;
- не проявляйте повышенного беспокойства по поводу небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса;