Людмила Захарова
Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческого потенциала у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческого потенциала у дошкольников
Потребность в творческой деятельности, так же как и творческий потенциал есть у каждого ребенка, и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. «Творческую деятельность», Лев Семенович Выготский, определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое…». Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенок хочет воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Через театрализованную деятельность ребёнок проявляет свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Добавляя музыкальный элемент театрализации, расширяются развивающие и воспитательные возможности театра, усиливается эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребенка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Театрализованная деятельность в совокупности с музыкой, становится ярче, выразительнее и эмоциональнее.
Темочки:
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность.
Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.
Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Музыкально - театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку. Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через музыкально-театрализованную деятельность» принесла свои результаты:
- Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
- Овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
- Через театрализованную игру воспитанники освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
- Стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
- Активизировался словарь, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
- Дети стали раскрепощаться и творить.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через музыкально - театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
Дети, с которыми я работаю, разновозрастные, поэтому организация музыкально - театрализованной деятельности имеет свои особенности. Дети условно делятся на две возрастные категории: 2-4 и 5-7 года жизни. Для каждой возрастной подгруппы используются индивидуальные формы работы. С детьми младшего возраста используется только театрализованная деятельность.
С детьми старшего возраста музыкально – театрализованную деятельность.
В своей деятельностия выбрала несколько направлений:
Игра – драматизация
Театр БИБАБО
Музыкально - театрализованные постановки
Музыкальные упражнения для развития творческих способностей у детей
Театральные этюды
Образные упражнения
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды в зале.
Для детеймладшего возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами. Также имеется масочный театр «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Были приобретены сказки на CD носителях и US носителях, много современного материала на страничках педагогов. имеются свои разработки, материал подбирается из журнальных источников «(Музыкальный руководитель», журнал «Колокольчик» и т. д.).
В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т. д.
К примеру, я переделала знакомую всем игру «ДЕНЬ-НОЧЬ» Когда даётся команда «день» включается веселая музыка и дети бегают по залу. При команде «ночь» предлагается изобразить мышонка, лягушку, червячка и т. д.
На занятиях использую музыкально - театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы.
Итак, первое направление это – музыкальная игра – драматизация - это одна из видов музыкально - театрализованной деятельности, которые я часто применяю в своей практике. Игры - драматизации включают в себя инсценировки сказок, песен, стихов, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей.
В данной форме музыкально - театрализованной деятельности ребенок - артист самостоятельно создает образ с помощью таких средств выразительности как интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном (правила, требования, а служит канвой (образцом, в пределах которой развивается импровизация.
Во время музыкальных путешествий, детям младшего возраста частично читаю произведения из разных жанров, потешки. прибаутки, загадки стараюсь голосом и мимикой передать характер героев, их образ, что способствует формированию у них интереса к играм-драматизациям.
Вместе с ребятами мы обыгрываем сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет!
Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагаю им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия.
Второе направление в музыкально - театральной деятельности, которое я использую это «ТЕАТР БИБАБО» или театр Петрушки, очень любим детьми пальчиковый театр. Дети очень любят с ними играть. «ТЕАТР БИБАБО» или театр Петрушки, сложен для детей младшего возраста в управлении, связано это с тем, что дети устают долго держать руку выше головы, когда куклы двигаются на ширме. Поэтому они чаще являются зрителями, чем актерами. Спектакли для них готовят дети старшего возраста и воспитатели, По этому случаю приобретена детская ширма, обязательно после спектаклей разрешаем детям младшего возраста подержать, рассмотреть и поиграть кукольными персонажами. Детям очень нравиться манипулировать куклой, показывая, как она умеет танцевать, прыгать, сидеть, бегать и вертеться. Они с удовольствием изображают, как кукла плачет, смеётся и т. д.
Третье направление - музыкально - театрализованные постановки.
Музыкально - театрализованные постановки – это произведение театрального искусства, то есть мини-спектакли на основе музыкально - драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название. При работе с детьми старшего возраста в театральную деятельность я включаю музыкальные компоненты. Дети поют в спектаклях, танцуют, разговаривают разными голосами. Если спектакли мы ставим для детей младшего дошкольного возраста, используя «ТЕАТР БИБАБО» или театр Петрушки, то персонажи этих спектаклей, находятся за ширмой и так же используют многие музыкальные компоненты : кукла плачет, смеётся и т. д. Мною разработаны многочисленные упражнения на развитие музыкально – театральной деятельности «Театрализованные игры, этюды, образные упражнения для развития творческих способностей детей дошкольного возраста», «Упражнения для развития творческих способностей детей».
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через музыкально - театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьёй. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.
Родители принимают участие в пополнении сундучка с костюмами: изготавливали шапочки животных, костюмы для выступлениия детей. Оказывают помощь в приобретении детской художественной литературы для инсценировок сказок, стихов, рассказов, потешек, помогают искать наиболее интересный аудио и видео театрализованный материал для детей.
Для родителей мною были проведены консультации: «Поём вместе с мамой», «Подарите праздник детям», «Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребёнка» и мастер-класс «Пальчиковый театр – это просто».
С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.
Художественно - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
Благодаря совместной деятельности укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощёнными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, для положительного результата необходимо проявление творческой активности детей и родителей, что поможет полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности наших детей.
Список литературы:
1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду», - журнал «Воспитатель ДОУ» - методические рекомендации, 2009
2. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду// Издательство «Мозаика-синтез», 2010
3. Дубровская Е. А. Ступени музыкального развития, М: Просвещение, 2006
4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце// М : издательство «Гном и Д», 2002
5. Горохова Л. А., Макарова Т. Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ – интегрированные занятия// М: Творческий центр «Сфера», 2005
6. Зарецкая Н. В. Мы танцуем и поем музыкальные сценарии по мотивам сказок// Издательство «Школьная пресса», 2004
7. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения, // Ярославль, Академия развития Академия холдинг, 2004
8. Вайнфельд О. А. Музыка, движения, фантазия, М: Издательство «Детство-пресс», 2002
9. Караманенко, Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам//М : Просвещение, 1973
10. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Чудеса для малышей - музыкальные занятия, праздники и развлечения// Ярославль, Академия развития, 2007