Анна Данилова
Конспект НОД «Школьные принадлежности» для детей с ЗПР 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Презентация «Школьные принадлежности» даёт возможность младшим дошкольникам нашей группы познакомиться с предметами предназначенными для школы, а выпускникам — закрепить данную тему. Как и в предыдущих презентациях, вы сможете проводить с детьми несколько игр для развития речи, внимания, памяти, мышления, а также ориентировки в пространстве и счётных навыков.
Презентация построена в виде беседы Незнайки и ребёнка. Вы читаете текст, ребёнок отвечает. Предполагаемые ответы написаны в скобках и выделены другим цветом. Если ребёнок отвечает самостоятельно, то ответы вы не зачитываете. Если ребёнок неговорящий, то ответы в скобках вы проговариваете сами. Не спешите отвечать за ребёнка, дайте время ему подумать. Если после наводящих вопросов ребёнок всё равно затрудняется с ответом, тогда прочтите ответ в скобках.
Публикация «Конспект НОД „Школьные принадлежности“ для детей с ЗПР 5–7 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школьные принадлежности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Для закрепления темы в разделе «Продуктивная деятельность» я предлагаю ребёнку на выбор: раскрашивание рисунка цветными карандашами или ватными палочками, рисунок пластилином, аппликация из круп, макарон, мелких пуговиц, цветной бумаги и т. д.
-Здравствуй, Малыш!
-Меня зовут Незнайка!
-А как тебя зовут? (Ребёнок должен назвать только имя)
-Знаешь, сколько мне лет? (Нет.)
-Столько, сколько и тебе!
-Сколько тебе лет?
(Ребёнок должен назвать свой возраст или показать на пальчиках)
-Почему меня называют Незнайкой?
-Да потому, что я ничего не знаю! Читаю плохо, считать я не умею!
-Я как и ты пойду в школу!
-Малыш, знаешь, когда дети идут в школу? (1 сентября.)
-1 сентября будет летом? (Нет, осенью.)
-А в какой класс ты поступишь? (В первый класс.)
-Малыш, что ты будешь делать в школе? (Буду учиться.)
-Я тоже хочу учиться!
-Малыш, сколько предметов на картинке? (Три предмета.)
-Назови предмет, который на третьем по счёту месте? (Это сумка.)
-Назови предмет, который на первом по счёту месте? (Это чемодан.)
-Малыш, какой из этих предметов ты возьмёшь в школу? (Рюкзак.)
-А где стоит рюкзак? (После чемодана. До сумки. Между чемоданом и сумкой.)
-Для чего нужен рюкзак? (Для того, чтобы носить в нём тетради, учебники, карандаши и ручки.)
-Ой, сколько много предметов надо сложить в рюкзак!
-Малыш, как можно назвать все эти предметы двумя словами? (Школьные принадлежности.)
-Для чего нам нужны школьные принадлежности? (Для того, чтобы учиться писать, рисовать.)
-Тогда идём в магазин и выберем те предметы, которые нам понадобятся в школе!
(На следующем слайде: если ребёнок испытывает трудности в назывании предмета, то помогите ему сначала наводящими вопросами, а затем назовите предметы сами).
Игра «Найди и назови школьные принадлежности»
Игра «Помоги Незнайке собраться в школу»
Игра «Что нужно?» (с подсказками)
-Малыш, давай с тобой поиграем?
-Я буду тебя спрашивать, а ты будешь отвечать. Ты согласен?
-Чтобы рисовать красками, нужна. (кисточка).
-Чтобы писать буквы и цифры, нужна. (ручка).
-Чтобы писать, нужна … (тетрадь).
-Чтобы точить карандаши, нужна … (точилка).
-Чтобы провести ровную линию в тетради, нужна. (линейка).
-Чтобы ручки и карандаши не терялись, нужен … (пенал).
Игра «Назови лишний предмет»
-Малыш, проверь меня, правильно я собираю свой рюкзак?
(Ребёнок должен на слух определить «лишний» из четырёх названных предметов и объяснить, почему этот предмет «лишний».)
-Альбом, дневник, тетрадь, журнал.
-Ручка, карандаш, палочка, фломастер.
-Краски, альбом, кисточка, точилка.
-Тетрадь, дневник, ножницы, букварь.
-Малыш, у меня столько забот, что кругом голова!
-Помоги мне вспомнить, каким общим словом можно назвать: линейку, карандаш, пенал, точилку, ручку? (Школьные принадлежности.)
-Какими школьными принадлежностями ребята пользуются в детском саду, дома? (Карандаши, альбомом, красками, кисточкой, пластилином.)
-Для чего нам нужны школьные принадлежности? (Для того, чтобы учиться писать, считать, рисовать.)
-Спасибо тебе, Малыш! Ты помог мне подготовиться к школе!
-До новых встреч!
Продуктивная деятельность
Для закрепления темы «Школьные принадлежности» предлагаю выполнить задание на выбор:
1. Раскрашивание рисунка: цветными карандашами, красками и ватными палочками.
2. Аппликация из цветной бумаги, картона, ватных дисков и палочек, цветных столовых салфеток, круп, макарон, семян и т. д.
3. Пластилинография: скатанные пластилиновые шарики размазывать по рисунку пальчиками, можно вдавливать по контуру семена, горох, фасоль, мелкие пуговицы и т. д.
4. Поделка «Стаканчик для карандашей»: выбрать чистую сухую стеклянную баночку или пластмасовый стакан или высокую коробочку; размазать по наружной поверхности пластилин не очень тонким слоем; выложить, вдавливая слегка в пластилин, макароны, семена, горох, фасоль, мелкие пуговицы по заранее нанесённому узору.
Игры для развития речи, пространственной ориентировки и счётных навыков
(дополнение к презентации и как самостоятельные игры)
Игры для развития пространственной ориентировки и счётных навыков
Для дальнейшего закрепления лексической темы и развития пространственной ориентировки предложите ребёнку несколько игр, используя одну и ту же картинку (на слайде №5). Вы можете играть с ребёнком каждый день, выбирая любую игру, но не более двух-трёх игр в день.
1. Задание «Назови расположение предметов». Предложите ребёнку:
• показать верхнюю, среднюю, нижнюю полку;
• найти и назвать на каждой полке «лишние» предметы (не школьные);
• посчитать и назвать итоговое число «лишних» предметов на каждой полке и на трёх полках вместе.
2. Задание «Назови предметы справа (слева)». Попросите ребёнка:
• показать правую (левую) руку (определить правую (левую) сторону);
• показать глобус и определить, на какой полке он находится;
• назвать все предметы, которые находятся справа (слева) от глобуса;
• определить, где предметов больше — справа или слева от глобуса.
3. Задание «Найди предметы»: ребёнок должен найти и назвать предметы круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы (не только сам предмет, но и его детали).
4. Задание «Сравнить предметы по толщине»: ребёнок должен сравнить по толщине дневник и букварь, букварь и книгу, тетради и букварь.
5. Задание «До, после, между»: ребёнок должен назвать (показать) например, какой предмет стоит до глобуса, после мишки, между мишкой и глобусом. (Если у ребёнка не получается самостоятельно выполнить задание, то покажите ему сами на 1-2 примерах.
6. Задание для не говорящих ребят «Найди и покажи»: ребёнок должен найти и показать на полках предметы красного цвета (синего, жёлтого, зелёного, оранжевого, коричневого цвета).
Игры для развития речи
Для дальнейшего закрепления лексической темы и развития речи предложите ребёнку несколько игр, используя одни и те же картинки. Вы можете играть с ребёнком каждый день, но не более двух-трёх игр.
1. Игра «Один-много» (образование множественного числа существительного в именительном падеже): слева точилка — справа точилки, слева карандаш — справа карандаши, слева книга — справа книги и т. д.
2. Игра «Один-много» (употребление существительных в родительном падеже множественного числа): слева одна точилка — справа много точилок, слева один карандаш — справа много карандашей, слева одна книга — справа много книг и т. д.
3. Игра «Жадина»: Чья книга? - Моя книга. Чей рюкзак? - Мой рюкзак. Чьи карандаши? -Мои карандаши. И т. д.
4. Игра «Жадина наоборот»: Чья книга? - Твоя книга. Чей рюкзак? - Твой рюкзак. Чьи точилки? -Твои точилки. И т. д.
5. Игра «Назови ласково»: тетрадь — тетрадочка, линейка — линеечка. И т. д.
6. Игра «Где находится мышонок?»: на стакане; под стаканом, над стаканом, между стаканами, за стаканом, в стакане, перед стаканом.
7. Игра «Сравни» (упражнять в составлении предложений с союзом а): «Слева у Незнайки рубашка зелёная, а справа у Незнайки рубашка оранжевая».
8. Игра «Посчитай до пяти»: одна ручка, две ручки, три ручки, четыре ручки, пять ручек.
Благодарю за внимание!