Наталья Зыкова
Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного отношения к себе.
Обучающие задачи:
Углублять знания детей о содержании понятий "мальчик", "девочка" и делении всех людей на мужчин и женщин.
Обогатить знания детей о семье, и правильно соотносить себя со всем членам семьи.
Публикация «Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности „Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой“ в старшей группе» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Познакомить детей с некоторыми историческими фактами в воспитании девочек и мальчиков.
Развивающие задачи:
Развивать представление о себе и других людях со своими индивидуальными особенностями
Развивать положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать у дошкольников необходимый интерес и положительное отношение к своему и противоположному гендеру
Воспитывать желание соблюдать правила этикета присущие мужчинам и женщинам.
Индивидуальная работа:
С Вероникой К., Ваней М. - закрепить знания о содержании понятий "мальчик", "девочка"
Материалы:
презентация; разноцветные листы бумаги для игрового упражнения; 2 мяча; наборы фотографий по возрастам женщин и мужчин, полянка, одежда для скоморохов, доска.
Предварительная работа: рассматривание картин и фотографий из серии: "Моя семья","Посмотри как мы играем";
беседы: "Как мальчики помогают маме"," Как девочки помогают папе", "У нас дружная семья" "Где работают наши мамы и папы";
чтение: Р. Газматов "Мой дедушка", Ю. Яковлева "Мама" ;
сюжетно ролевая игра: "Семья";
дид. игры: "Четвёртый лишний", "Найди пару", "Знакомство".
Ход:
Дети входят в зал парами.
Воспитатель: Прошу всех повернуться к гостям, пропустить девочек вперед и поприветствовать наших гостей по очереди: сначала девочки - "Доброё утро", потом мальчики -"Здравствуйте",
Доброе утро! - солнцу и птицам.
Доброе утро!- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро продлится до вечера.
Давайте присядем на нашей полянке превращений. (дети садятся).
Воспитатель: Упражнение "Листочек"
Ребята, посмотрите, какие полянка вам приготовила разноцветные листочки. Возьмите их, сложите по полами оторвите уголок, теперь оторвите ещё кусочек и ещё кусочек бумаги. Разверните листочек, посмотрите что получилось, покажите друг другу.
Одинаковые ли у вас листочки? (нет, листочки разные)
Почему они разные (потому что мы у них по разному оторвали уголки)
Вот и мы с вами, как эти листочки: и похожи, и в то же время все разные. В жизни редко встречаются два абсолютно одинаковых человека, предмета, цветка; даже дома, построенные по одному проекту, отличаются друг от друга. Вот и вы все, хоть и называетесь одним словом - дети, в чём -то вы одинаковы, а в чём-то не похожи друг на друга.
Чем люди похожи (У всех одинаковые части тела)
Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? Вы поймёте когда подберете слова, которые подойдут к моему слову:
Мужчина - женщина,
высокий - низкий,
муж - жена,
толстый -худой.
супруг - супруга,
добрый - злой,
мама -папа,
дедушка- бабушка,
молодой - старый,
прадедушка - прабабушка,
весёлый - грустный.
А теперь мальчики проводят девочек до стульчиков и потом сядут сами.
Раздаётся грохот, плач - в зал входят скоморохи (девочка и мальчик) одетые в чёрное, но на головах цветные парики
1 скоморох: тянет девочку за руку, а она упирается, капризничает.
Всем - Привет! Привет! Привет! (грустно)
Кто нам может дать ответ?
Мы знакомы с вами?.
Дети : Нет!
2 скоморох: (грустно) Ну вот! Сказали же тебе никто нас здесь не знает и помочь нам не может!
Воспитатель: Вы расскажите нам что случилось? Мы, возможно, вам сможем помочь.
1 скоморох: Мы попали в круговорот времени. И вот посмотрите что у нас осталось. (вынимает перо -ручку)
2 скоморох: Мы не помним кто мы такие, только всплывают в памяти два слова: Тёма и Ириска.
Воспитатель: Что ж, давайте разберёмся! Тема и Ириска - это скорее всего ваши имена. Ребята, помогайте:
Тема - это имя мальчика, а Ириска - имя девочки.
2 скоморох: Ага - это вам легко! А мы то от куда знаем кто мы? Мальчик? Девочка? Или наоборот? (показывают по очереди друг на друга)
Воспитатель: ребята, давайте расскажем нашим гостям, чем отличаются мальчики от девочек? (на интерактивной доске появляется картинка мальчика и девочки)
Ответы детей: длинной волос, одеждой, играют в разные игрушки, именами.
Воспитатель: Всё верно, Молодцы. А посмотрите вот на эту картину. Называется она "Богатыри" написал художник её В. Васнецов.
1 скоморох: Ой! А мы их знаем. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно. Какого человека можно назвать богатырём?
Ответы детей: Мужественного, смелого, храброго, сильного, защитника слабых, который спасает жизнь.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть мальчик, чтобы про него сказали: " Он богатырь. "
Ответы детей: он должен быть умным, смелым, не обманывать, не обижать девочек, а наоборот, их защищать, помогать и уступать.
Воспитатель: А какими чертами должна обладать девочка?
Ответы детей: девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой, ласковой, нежной, хозяйственной.
Воспитатель: Чтобы закрепить знания играем в игру "Четвёртый лишний". Вы выбираете лишний предмет и объясняете почему он лишний. (интерактивная доска)
Скоморохи: Молодцы ребята. Так понятно объясняете.
2 скоморох: Ребята, я понял! У меня длинные волосы, я люблю играть в куклы, мне очень нравятся заколки, бусы, бантики. Я нежная, хозяйственная. Значит я -девочка! Моё имя Ириска!
Воспитатель:
Тогда не понял, а поняла. Про девочек говорят оде-ла, завяза-ла, ребята помогайте - добавляйте слог "ла" - в конец слова:
заши., убра., помы. А когда говорят про мальчиков в конец слова добавяют звук "л" : сня-л, се-л, оде., построи., заби., защити.! Поняла Ириска?
2Скоморох Ириска: Я поняла, а ты. ?
1скоморох Тё ма: И я понял! Я - люблю мастерить, я -смелый, потому что защищаю тебя. Значит я - мальчик и зовут меня Тёма!
Воспитатель: Скажите ребята, кем будет девочка когда вырастет?
Ответы детей: мамой, женщиной.
Воспитатель: Скажите ребята, кем будет мальчик, когда вырастет?
Ответы детей: папой, мужчиной.
Воспитатель: А вот ещё одна игра "Разложи по порядку". На "дереве жизни" нужно разложить мужчин и женщин по возрасту.
(детям и скоморохам раздаются фото по одной, дети бегают под музыку, с окончанием музыки заполняют "дерево жизни", проверка через интерактивную доску)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим что у вас за предмет. (скоморохи достают ручку- перо) Да старинная вещь, значит вы из далёкого прошлого.
Скоморохи : И что, мы теперь никогда не узнаем кто мы?
Воспитатель: Не отчаивайтесь. Мы с вами можем попутешествовать по времени не сходя с этого места.
Скоморохи : Это невозможно!
Воспитатель: А вот и возможно. Интернет - великая сила. Сейчас, сейчас настроим поисковик, опишем вашу ручку-перо. Вот смотрите. Раньше такими ручками писали ученики в гимназиях. Девочки учились и жили отдельно от мальчиков в специальных школах. Им преподавали разные предметы. Они носили специальную одежду - форму. Девочек учили вести хозяйство, знать правила этикета, уметь поддерживать разговор, играть на музыкальных инструментах и танцевать, а мальчикам преподавали военное дело, физику, химию, развивали ум, смекалку и силу.
Девочек и мальчиков дошкольного возраста воспитывали в семье специально обученные гувернантки. Играя с воспитанниками гувернантки прививали любовь к семье и родителям. Давайте и мы поиграем. Но сначала расскажем нашим гостям: "Что такое семья?"
Ответы детей: семья это родные и близкие люди, мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сёстры.
А теперь поиграем. Игра называется " Назови кто ты" (для игры используется мяч. Детям задают вопрос: "Для мамы ты кто?" ответ: " Для мамы я сын. " и т. д)
Скоморохи : Конечно давайте поиграем нам нравится праздники и игры.
Воспитатель: Тогда делаем берите мячи и будете водящими. А ребята делают большой круг.
Игра закончена. Мальчики провожают девочек на места.
Ребята, кажется я догадалась где надо искать. Наши гости очень любят праздники и веселье. Значит надо ввести в поисковик: "Русские праздники". Вот смотрите.
(на доске картинка, скоморохи веселят народ)
1 Скоморох Тё ма: Смотри, кажется эти на нас похожи.
2Скоморох Ириска: Да-а-а! Действительно похожи!
так что то же мы - это они?
Воспитатель: Тсссссс! Пусть сами догадаются
1Скоморох: Кажется я знаю кто мы!
2Скоморох Ириска: Да-а? Ну, скажи мне?
1Скоморох: А ты отгадай!
1Скоморох Тема:
Я любимец всех детей,
Добрый доктор.
Ириска : Бармалей!
Воспитатель :Дети, правильный ответ - Нет
Тема:
Звать меня совсем не так.
Ириска: Как?
Тема:
Как?. Ну это не вопрос,
Я хитрющий рыжий.
Ириска: Пес!
Воспитатель :Это правильный ответ - Нет
Тема:
Пес! меня не обижай
И быстрей соображай:
я бегу, дрожу от страха,
Он - большая.
Ириска: Черепаха!
Воспитатель :Дети, правильный ответ - Нет
Тема:
Ну, меня ты удивила и попалась на подвох,
Потому что называюсь, я - весёлый.
Дети: Скоморох!
Тё ма: Очень приятно, скоморох Тёма!
Ириска:
Скоморох и я друзья,
Ведь Ириской звать меня!
Вместе: Ура. Мы вспомнили Мы СКОМОРОХИ!
Ириска: ТОЛЬКО ПОЧЕМУ-ТО мы странно ОДЕТЫ!
Тё ма: Что же делать?. В таких мрачных костюмах никто не догадается, что мы скоморохи.
Воспитатель : Не волнуйтесь, у нас есть для вас одежда. Вот она одевайтесь. Проводится игра: "Одень скомороха"
Воспитатель : напоминаю правила:
брать из корзины по одной вещи и одевать по очереди.
(скоморохи одеваются сами, но перепутывают одежду под музыку "Из чего же сделаны наши девчонки"). Ребята, а скоморохи оделись правильно?
Дети: Нет.
Воспитатель : Помогите скоморохам переодеться.
Скоморох Ириска: Спасибо вам ребята! Вы нам очень помогли! Теперь мы не пропадём!
Скоморох Тема: Да! Мы сможем ходить в таких нарядах по детским садам и давать представление!
Вместе: Спасибо! Пока! Мы вас не забудем! (Убегают)
Дети: До свиданья!
Воспитатель : Вот и закончилось наше пребывание на полянке превращений. Какие чувства вы испытываете от того что оказали помощь скоморохам и что сделали доброе дело?
Дети: Чувство радости, гордости, удовлетворения, нам понравилось делать добрые дела.
Воспитатель : И я очень вами довольна! Поэтому хочу сделать вам приятное и подарить небольшие подарки на память о сегодняшнем приключении! (Раздаю мальчикам машинки, а девочкам заколки)