Татьяна Демина
Родительское тренинговое занятие «Школьные проблемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.
Цель тренинга:
Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.
Задачи тренинга:
1. Создать доверительную атмосферу, способствующую знакомству, сплочению и хорошему настроению участников встречи;
2. Ответить на интересующие вопросы замещающих родителей;
3. Дать возможность обменяться опытом замещающего родительства;
4. Помочь разобраться в причинах детских проблем в школе;
5. Профилактика эмоционального выгорания замещающего родителя.
Публикация «Родительское тренинговое занятие „Школьные проблемы“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Материал: плакат «Правила работы в группе», силуэт ребенка, стикеры, листы А2, маркеры, ручки, мяч.
Ход тренинга:
Психолог: Добрый день! Мы рады приветствовать всех Вас на тренинге родительской компетентности по теме «Школьные трудности». Данная тема выбрана нами, как наиболее актуальная среди родителей школьников.
В нашей группе есть правила, которые мы с Вами должны принять. Это:
- Обращение по имени;
- «Я – высказывание»
- Искренность;
- Активное участие;
- «Один в эфире»;
- Правило «СТОП».
Упражнение на знакомство «Визитка».
Цель: быстрое знакомство участников, завязывание общения между ними. Участники передают друг другу мяч, называя свое имя, и продолжая предложение «Когда я был школьником…»
Упражнение-энергинайзер «Поменяйтесь местами те, кто»
Ведущий объясняет правила и называет признаки, по которым участники меняются местами.
• Учился на одни 5.
• Учился на 4.
• Прогуливал уроки.
• Делал домашние задания.
• Не любил химию.
• Подкладывал кнопки учителям.
• Кто помнит имя своей первой учительницы.
• Закончил школу без 3?
Мы с Вами тоже были когда-то школьниками, и у каждого из нас были проблемы в школе. У кого-то они были связаны с успеваемостью, а у кого-то с отношениями со сверстниками и учителями. В большинстве школьных трудностей можно найти причину.
Мозговой штурм «Школьные трудности»
На плакате ведущий записывает все школьные трудности, которые перечисляют родители.
Мини-лекция.
Начнем с самого начала, когда ребенок готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет. Самый главный параметр – это физическое развитие малыша. (демонстрируется силуэт ребенка, на который по мере нахождения проблем и причин наклеиваются стикеры).
Бывает так, что малышок-Филлипок, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро сойдет с трассы, начинаются бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой). Это не учеба, а мучение одно.
Второе, не менее важное – это наступление времени, когда учебная мотивация преобладает над игровой. На практике это означает, что ребенок предпочитает читать, слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы, строить башни из конструктора. И в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, а к полным 7 годам должна быть почти у всех.
На деле, в подготовительной группе детского сада мы видим очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, разболтанных, энергичных мальчиков, для которых проблема посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».
Если ребенок физически развит и готов к обучению в школе, то чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач – неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, т. е. органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).
Если же доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, либо в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения: кто-то угрожает малышу, родители ссорятся или проходят через развод, кто-то в семье серьезно болен, родился новый ребенок. Дети сами не могут связать, например, недосып из-за младенца и плохое запоминание на уроках. Не скажу ничего нового, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.
Средняя школа
К 11-12 годам дети переходят в предподростковый возраст, когда на первое место в их внутреннем мире выходят отношения со сверстниками (а не внутрисемейные, как было раньше). Теперь важно учиться, чтобы быть не хуже других. Или НЕ учиться – чтобы не сочли ботаником. В списке приоритетов современных детей учеба стоит на сто пятнадцатом, примерно, месте. Сразу после «слушаться старших».
С точки зрения биологии, подростковый возраст – самое неудачное во всей жизни время для учебы.
Префронтальная кора головного мозга залита густым сиропом из половых гормонов, что делает крайне затруднительным любое целенаправленное действие, запоминание, концентрацию на абстрактных предметах. Единственное, чем занят организм в этот период – поиск подходящего полового партнера. Все. По уму, так следовало бы подростков срочно женить/выдавать замуж в хорошую семью, пристраивать к любой физической работе, учить вести дом и ходить на охоту. Ну, как это было принято во всем мире вплоть до Второй Мировой войны. А кое-где и до сих пор практикуется.
То, что учителя называют «ленью» или «совсем распустился» - всего лишь сложная и чрезвычайно энергозатратная операция по перестройки всего организма из детского во взрослый. Это требует колоссальных усилий, калорий, строительных материалов. А все вот эти ваши физики-математики, обществоведение и великая русская литература уходят на задний, фоновый план.
Поэтому самое главная рекомендация родителям подростков: снизьте требования. Вы сэкономите себе кучу нервов, если на время перестанете ЖДАТЬ от своего внезапно выросшего чада прежнего усердия и сметливости. Нет, требовать, чтобы домашнее задание было сделано, и вовремя, и в надлежащем объеме – это святое, это просто обязательно, иначе все полетит под откос. Но вот ожидать, что мальчик будет это все выполнять добровольно и с песнями, не стоит. Ваше дело – контролировать, заставлять, проверять, а его дело – отлынивать, морочить вам голову, увиливать и валяться на диване.
Если же ваш ребенок со всей очевидностью не вступил еще в фазу преображения, (показать силуэт со стикерами) т. е. не прибавил внезапно в росте и весе, не появились вторичные половые признаки, нет резких колебаний настроения, а учеба все равно съехала?
Как выяснить? (возвращаемся к записям на плакате)
Если вы обнаружили, что ребенок в предмете разбирается, но в дневнике одни двойки, а объяснить он ничего толком не может, стоит сходить к детскому психологу. Если не признается Вам, пробует выяснять специалист.
Может обнаружиться весьма запутанная история болезненных отношений с одноклассниками, тягостная травля, преследование учителем, да хоть бы по национальному признаку. И все это сказывается на учебе.
Если вы абсолютно уверены, что со стороны психологии все в порядке – сходите к врачу, сдайте анализы, просто так, ни с того ни с сего успеваемость не падает. Даже простой гемоглобин может влиять на память, а что уж говорить о зрении или слухе?
Старшие классы
Ко всему вышеперечисленному нужно добавить: завышенные ожидания. Как ни печально, но не всем детям необходимо высшее образование, не всем оно по зубам. Да, кажется – чего там сложного! Но, благодаря все тем же половым гормонам, а также исходным данным, которые заложены генетически, многим детям было бы полезнее и здоровее уйти из школы в профессию после 9 класса. Существует много таких примеров, когда родители бились до последнего, буквально за шкирку втаскивая ребенка в вуз. Который потом все равно бросался, ибо – «не тяну!». И наоборот, очень и очень благополучные истории, когда в 18 лет человек уже начинал работать, и делал это С УДОВОЛЬСТВИЕМ, потому что «получается!».
Иногда мы видим, что по своим интеллектуальным данным ребенок мог бы учиться на отлично, но что-то мешает.
Упражнение «Театр»
Попробуем рассмотреть сцену из семьи с ребенком.
В конверте находятся карточки с социальными ролями. Ведущий раздает участникам карточки и предлагает изобразить персонажа. Один участник играет подростка и слова для роли ему не даются. Остальные участники подходят по очереди к подростку.
Учитель (строго): «Иванов, ты совсем скатился, чем ты думаешь? Как будешь сдавать ГИА? Опозоришь всю школу! Вот я позвоню твоему отцу! Вызову в школу! Пусть он на тебя повлияет! Сегодня ты остаешься после уроков подтягивать алгебру!»
Мама (сердито): «Женя, ты уроки сделал? Почему не сделал? Что за лентяй такой? Сложно самому уроки сделать? Маму ждешь? Мне и без тебя забот хватает, убирай за вами, готовь, мой, стирай, а благодарности никакой! А стихотворение выучил? А мусор вынес? Ты в комнате убрал? Хлеб купил? Надо к бабушке сходить, помочь старенькой!»
Бабушка (ласково): «Внучек, золотой мой! Худенький какой! Дай накормлю тебя? Колбаски будешь? Или яичек пожарить? Или пельмешек сварить? А может пирожков пожарить? Куда торопишься? К каким друзьям? Посиди с бабушкой, чайку попьем.»
Папа (грозно): «Ты куда, оболтус? А бате помогать кто будет? Надо бы в гараже порядок навести и машину помыть. Ты ж мужик, мужские дела делать должен. Пацан должен отцу помогать, а в магазин ходить – дело бабское.»
Друг: «Привет! Как жизнь? Рассказывай, что печальный такой? Опять родня достала? Пойдем, курнем, за одно и успокоишься.»
• Что ощущал подросток при каждой беседе?
• Кто поддерживает подростка?
• Как учится этот подросток? Почему?
Такие отношения могут привести к депрессии, его и так заносит в поисках себя, старшеклассник мечется, не понимая еще как следует, чего от него ожидают, чего он хочет сам.
Чем мы можем помочь подростку? (к плакату)
Здесь может помочь консультация по профориентации, с тестами, с разговорами, с посещением вузов по разным специальностям, и, конечно, семья должна поддерживать подростка в такие моменты.
Есть исследования, которые показывают, что наиболее успешными становятся люди, воплощающие мечту раннего детства.
Так что вспоминайте, о чем грезил ваш малыш в возрасте между 3 и 6 годами, и пытайтесь приложить это к сегодняшней реальности.
В общем и целом можно сказать следующее: если у вашего ребенка серьезно снизилась успеваемость
• Во-первых, сверяемся с возрастными границами
• Во-вторых, проверяем состояние физического здоровья
• И только в-третьих начинаем подозревать психологические проблемы.
Притча «Небезупречный».
У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:
– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.
– Почему? Чего ты стыдишься?
– Через эту трещину в мом боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.
Что же ответил ему водонос?
– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твом недостатке. Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы. В течении двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!
Вывод: Можно упрекать ребенка и сделать его неуверенным, а можно принимать его таким, каков он есть, и все его качества станут его достоинствами.
Рефлексия и завершение занятия.
Заполнение анкет обратной связи.