Александра Вельмова
Составление описательного рассказа по картине В. Жданова «Зима». Конспект ННОД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ННОД в подготовительной к школе группе, образовательная область речевое развитие
тема: Составление описательного рассказа по картине художника В. Жданова «Зима»
2023 год
Цель: Развитие навыка составления описательного рассказа по картине в коммуникативной деятельности
Задачи:
Обогащать словарь качественными и относительными прилагательными: Учиться подбирать определения и действия к словам, относящимся к теме Зима
Упражняться в умении описывать объекты на картине
Закреплять навык составления описательного рассказа по картине с опорой на схему
Развивать наблюдательность
Развивать навык работы со схемой к описательному рассказу
Воспитывать умение эмоционально откликаться на художественный образ зимнего пейзажа, переданный в стихотворении и картине
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения.
Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте, о чем в нем говорится. (Зима. Я. Купала)
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
В - О чем? говорится в стихотворении
Какими словами и выражениями описал поэт зиму?
(ответы детей)
В - Теперь давайте вспомним, что бывает зимой?
- Какие бывают ветра? Спросить 2-3 человека (определения)
- Какое солнце зимой?
- Что происходит зимой на реке?
- Какие стоят деревья?
- А что бывает только зимой? (Снег)
- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)
- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы на кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)
- Правильно, ребята.
В: Как вы думаете, кто еще кроме поэтов может нам рассказать про зиму в своих произведениях?
Д: Могут рассказать поэты, композиторы, художники.
В – При помощи чего?
Д - Поэты – в стихах, композиторы – в музыке, а художники – в картинах.
- Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.
Физминутка Речь с движением «Зимние забавы»
Как зимой нам поиграть, Пожать плечами.
Будем мы снежки кидать, Лепим и бросаем.
Бабу снежную лепить Катаем ком, лепим.
И на горку воду лить. Имитация движений.
Будем мы на лыжах мчаться, Ноги пружинят, руки
отталкиваются.
На коньках по льду кататься, Руки за спину, скользящий шаг.
Мы на санках понесемся, Сидя на полу, поднимаем,
опускаем колени,
руки держат веревку
А потом домой вернемся. Шагаем маршевым шагом.
Сегодня я вам предлагаю рассмотреть картину Владимира Викторовича Жданова «Зима»
Как бы вы назвали картину?
Погружение в картину
Упражнение «Волшебство».
- А теперь представьте, что вы оказались в нашей картине.
- что вы видите вокруг?
- какие звуки вы слышите?
- а какие запахи вы ощущаете?
3. «Внимательные глазки»
- Давайте возьмем «подзорную трубу». Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (кого вы видите в небе? Найдите детей, что они делают)
В – Теперь предлагаю вам стать писателями, мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине, в этом нам поможет вот такая мнемосхема
Давайте разберемся, о чем нам говорят эти символы.
Коллективное составление плана рассказа.
- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (На картине Жданова изображена зима)
- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)
- О чём будете рассказывать дальше? (О людях и животных, о том, что они делают.)
- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины)
- Итак, ребята.
1. Сначала вы расскажете о времени года.
2. Потом о погоде и природе.
3. Какие здания на картине занимают большее место?
3. Затем, о том, что делают люди и животные
4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.
- Расскажите о своих чувствах (спросить 2-3 человека)
В: Послушайте внимательно мой рассказ:
Художник В. В. Жданов на своем полотне изобразил зимний, солнечный день. Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки. Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли дома и деревья, одетые в нарядные белые платья. Снег на картине изображен разными оттенками белого цвета: от нежно-голубого до кремового; местами он серебристый, белоснежный, жемчужный. Красивая церковь с колоколами. Как много людей вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. И все люди заняты своими делами. Дети весело резвятся на горке. Мужчины на санях катают ребятишек. Женщина с собачками прогуливается по деревне.
4. В: Вы внимательно прослушали мой рассказ. Предлагаю вам составить свои рассказы, но так чтобы рассказы не повторялись, не были похоже друг на друга. Для этого мы проведем игру: «Не повторять, что сказали ранее»
(Рассказы детей)
- На этом нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?
- Что больше понравилось?
- Что было трудно?