Рожкова Елена
Проект «Развитие волевой инициативы в продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является прекрасным периодом для формирования инициативности. Исследования показывают, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте формируются важные предпосылки для целенаправленного развития инициативности детей : развитие мышления, становление познавательных интересов, развитие творческой деятельности, расширение коммуникации.
Публикация «Проект „Развитие волевой инициативы в продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Способы и направления поддержки детской инициативы
• Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности :
• предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
• Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
• Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы.
Оказание недиректированной помощи детям:
наличие партнерской помощи взрослого;
уважение к каждому ребенку в группе;
создание систематизации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).
Сферы проявления инициативы
Творческая инициатива - включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление;
Инициатива как целеполагание и волевое усилие - включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование;
Коммуникативная инициатива - включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается коммуникативная функция речи;
Познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родовидовые отношения).
Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности : рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
Продуктивная деятельность развивает умения управлять своим поведением и своими намерениями, помогает ребенку понять отношения между объектами и явлениями.
Если в игре ребенок представляет окружающую действительность только мысленно или в действиях с игрушкой, то в продуктивных формах деятельности окружающий мир изображается предметно.
1-й уровень (типично в 3-4 года) проявления инициативы как целеполагания и волевого усилия.
Показатели:
• обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т. п.);
• завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени;
• на вопрос «Что ты делаешь?» отвечает обозначением процесса (рисую, строю);
• называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно конкретная цель не формулируется).
Признаки проявления инициативы как целеполагания и волевого усилия 1-го уровня
поглощен процессом;
конкретная цель не фиксируется;
бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.
2-й уровень (типично в 4-5 лет) проявления инициативы как целеполагания и волевого усилия.
Показатели
• обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать домик., построить домик., слепить домик…») – работает над ограниченным материалом, его трансформациями;
• результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости от того, что получается).
Признаки проявления инициативы как целеполагания и волевого усилия 2-го уровня
формулирует конкретную цель («Нарисую домик»);
в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).
3 уровень (типично в 6-7 лет) проявления инициативы как целеполагания и волевого усилия.
Показатели:
• Имеет конкретное намерение – цель.
• Работает над материалом в соответствии с целью.
• Конечный результат фиксируется, демонстрируется, если удовлетворяет, или уничтожается, если не удовлетворяет.
• Самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).
Признаки проявления инициативы как целеполагания и волевого усилия (3 уровень)
Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы.
Фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества.
Возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.
Инициативность – является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.
Связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Инициативный ребенок стремится к организации разнообразных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения.
Он умеет найти занятие, соответствующее его собственному пожеланию, активно включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Для инициативной личности характерно :
Произвольность поведения;
Самостоятельность;
Развитая эмоционально волевая сфера;
Инициатива в различных видах деятельности;
Высокий уровень умственных способностей;
Познавательная активность.