Лена Звягина
Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО
▼ Скачать + Заказать документы
Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного образования и внедрения ФГОС наряду с разносторонним развитием личности ребенка приоритетным направлением становится социализация – одна из форм гражданско-патриотического воспитания. Наша страна нуждается в социально-активных, самостоятельных, творческих личностях, адаптированных к условиям современной жизни.
Публикация «Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Главная потребность ребенка дошкольного возраста - быть полноценным членом общества, жить вместе с взрослыми и чувствовать себя как взрослый. В силу сложности жизненных ситуаций и своих ограниченных возможностей реально включиться во взрослую жизнь ребенок, конечно, не может. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве его стремления быть как взрослый и невозможностью непосредственной реализации этой задачи.
Поэтому дошкольное детство называют стартовым периодом формирования ощущения собственных возможностей и потребностей, основных представлений об окружающем мире, добре, зле, семейном укладе и родной земле, «золотой порой» нравственного становления ребенка. Обратите внимание на содержание нравственного воспитания.
Основа и неотъемлемая часть становления личности, как известно всем, гражданско-патриотическое воспитание.
«Патриотизм» в переводе с греческого означает любовь и преданность своей Родине, Отечеству. Российская педагогическая энциклопедия трактует «патриотизм» как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов. Любовь к родной земле впитывается с молоком матери и на протяжении дальнейшей жизни проявляется в уважении к историческому наследию своего народа, в бережном отношении к национально-культурным традициям, проявлении чувства гордости за достижения науки и техники. Формирование патриотизма происходит в процессе воспитания, обучения, развития
«Гражданственность» - понятие, характеризующее осознанную позицию человека, готового встать на защиту Родины, отвечать за ее судьбу и события, участвовать в этих событиях. Цель гражданского воспитания состоит в формировании у ребенка гражданского сознания, гражданских чувств и качеств, опыта и культуры гражданского поведения.
Гражданин имеет активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни, потребность в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, политического, правового, нравственного воспитания.
Рассмотрим методы воспитания, применяемые в педагогической практике :
- методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, убеждение, повествование, диалог, доказательство, призыв).
- методы упражнений (приручений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды индивидуальных и групповых заданий в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха).
- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика и самокритика, поощрение и наказание, контроль и самоконтроль, замечания и ситуации доверия).
Гражданско-патриотическое воспитание – процесс долговременный, так как предполагает внутреннее изменение ребенка, которое может найти свое отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Естественно, это затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не умаляет значимости работы педагога.
Растить патриота и гражданина – значит вырастить себе достойную смену. И кто же, если не мы, будет выполнять эту нелегкую, очень ответственную и благородную задачу. Кто преподаст ребенку первые уроки нравственности? Кто научит его быть великодушным, милосердным, толерантным, чутким, честным?
Понимая, любя, взаимодействуя с семьей, используя педагогический опыт, соответствующую материально-техническую базу и предметно-развивающую среду, можно добиться качественного результата.
Первой ступенью гражданско-патриотического воспитания является развитие чувства любви к Отечеству, родному краю и дому посредством вовлечения детей дошкольного возраста в социальные проекты, мероприятия и инициативы.
Поговорим конкретно о социальной инициативе и возможных формах работы по данному направлению с дошкольниками предшкольного возраста.
Начнем с терминологии. Что же все-таки означает термин «инициатива»? В латыни он означает «начало», заимствовали мы его у французов, но и в английском языке имеет схожие трактовки: первый шаг, почин, положить начало.
Тем самым подчеркивается инновационный характер инициативы. Ее отличительный признак – новизна вообще или новизна в данном конкретном месте в данное время. Значит, инициативное действие хоть и должно быть новым, не имеющим аналога, но может содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. И если заострять внимание на аспекте значения термина, то «взять инициативу на себя» означает повторить чьи-то действия, в отличие от других проявивших пассивность.
Например, в вашем городе никто никогда не проводил акцию памяти в День белых журавлей 22 октября, но узнав, что подобная акция с участием дошкольников успешно проводится в Центре «Гармония» в Тихорецке, вы первыми организовали и провели ее в своем учреждении в своем городе. Это и есть ваше инициативное инновационное действие.
Выбор и направленность инициативы определяют самосознание ребенка как гражданина общества, так как социальные инициативы формируют : организованность, ответственность, взаимовыручку, коллективизм, милосердие, взаимную требовательность, активность, доброту, доверие и развивают : гражданское сознание ребенка, патриотические чувства и понимание своего общественного долга, готовность приносить пользу людям.
Инициатива тесно связана и подразумевает под собой социальную активность ребенка. Чисто детские инициативы встречаются крайне редко даже в подростковом периоде. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, увлекшая ребят.
Суть участия детей в социальных инициативах хорошо отразил социолог Роджер Харт – автор понятия «Лестница участия». Он предложил 8 ступенчатую лестницу, которая демонстрирует, что значит быть гражданином и как им быть. Свои наблюдения Харт проводил на детях подростках, участниках детских общественных организаций и объединений. 3 первых ступени Роджер Харт рассматривает, как не очень продуктивные для развития инициативы ребенка-подростка, но они очень хороши для формирования опыта и культуры гражданского поведения, начальных умений, навыков организаторской деятельности и социальной активности детей - дошкольников.
Это стартовая площадка для детей предшкольного и начального школьного возраста. Обратите внимание, они на подхвате, выполняют конкретные поручения и даже симулируют участие в общем процессе (проявляют иногда бессмысленную активность). Это социальные пробы. Они заключаются в следующем:
- выбор и осуществление способов социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей;
- попытка формирования социальной позиции и ответственности, навыков конструктивного позитивного общения.
Но мы можем заметить, что дошкольники успешно, конечно не без участия и помощи педагога и родителей, могут овладевать 4 ступенью представленной лестницы (понимают задачу в целом и выполняют отведенную им часть работы).
А вот 5 ступень уже предполагает самостоятельную работу и об этом говорить в дошкольном периоде рано.
Чем же полезно участие дошкольников в социальной инициативе?
Участие в инициативе социально закаливает ребенка, готовит к преодолению трудностей, создает условия для самореализации воспитанников в этих отношениях.
Анализ и проектирование деятельности обучает навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют отклонениям в поведении, моделирует типы поведения, поощряющие законопослушание, здоровый образ жизни, проявление лидерского потенциала.
Для дошкольника это возможно при осуществлении образовательной деятельности, например, по предметам «Азбука общения», «Коммуникативный тренинг» и «Психогимнастика», где основным видом деятельности дошкольника является игра. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку примерить на себя определенную роль и прожить часто в непростых жизненных ситуациях даже в рамках 25 минутного занятия. Как классифицируются игры детей дошкольного возраста можно увидеть на схеме Зворыгиной Е. В. и Новоселовой С. Л.
Каков же алгоритм социальной инициативы?
Алгоритм реализации социальной инициативы следующий :
1. Диагностика детского коллектива.
2. Инициация детских идей.
3. Выбор и разработка конкретной идеи.
4. Планирование работы по реализации инициативы.
5. Формирование группы активистов.
6. Распределение поручений и обязанностей.
7. Поиск и привлечение социальных партнеров.
8. Реализация запланированных мероприятий.
9. Обратная связь от участников мероприятий.
10. Анализ реализованной инициативы.
Формы проведения социальных инициатив и их примерные названия:
акции и марафоны различной направленности (Подари радость другу, Георгиевская лента, Подарок ветерану, Теплое сердце, Посылка солдату, Голубь мира, Журавлик, Час Земли и т. д.,
ярмарки - продажи, ярмарки - выставки,
выступления агитбригад (Мы и безопасность, Водитель, стой! Я хочу дойти домой, На Кубани Закон такой: 22 часа – иди домой, Не шути с огнем! и др.,
коллективные творческие дела,
десанты, конкурсы социальных проектов и тематические конкурсы с исследовательским уклоном (Золотые страницы истории моей семьи, Родословное древо моей семьи, Письмо прадеду, не пришедшему с войны и др.).
Участие дошкольников в социальной инициативе нужно и возможно, полезно и успешно.
Заканчивая выступление, хотелось бы вам пожелать:
- вдохновляйте и побуждайте детей к действию, инициативе, творчеству, уважая при этом достоинство и уникальность личности;
- умейте быть не формальными в работе, стройте взаимоотношения на основе диалога;
- будьте связующим звеном между ребенком и социальной средой;
- всегда исходите из позиций гуманизма и милосердия, исключайте любые уловки, нечестные действия, обман ребенка;
- ведите работу только в рамках своей компетентности, несите персональную ответственность за качество своей работы, не поддавайтесь влияниям и нажимам. Успеха вам и до новых встреч!
Литература:
1. Котова Е. В. В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. – М. : ТЦ Сфера, 2008. - 80с.
2. Журнал: Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009
3. Журнал: Дошкольное воспитание. №8 и №10 – М., 2009
4. Никандров Н. Д. Россия: социализация в воспитании на рубеже тысячелетий. - М. : Педагогическое общество России. 2000. - 304с.
5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста/Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2001. – с. 187.
6. Cборник нормативных и организационно-педагогических рекомендаций для реализации детских социальных инициатив, ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской», Санкт-Петербург, 2015 г., с. 41
7. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. - М., 2003. - 512с.
8. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи : поддержка общества и государства: Монография, М. : РЕГЛАНТ, 2003.
9. Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218с.
10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - СПб: «Детство – Пресс», 2010. – 380с.