Наталия Ивановна Веремеенко
Развитие грамматически правильной речи через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Презентация
«Развитие грамматически правильной речи дошкольников через дидактические игры»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.
Публикация «Развитие грамматически правильной речи через дидактические игры» размещена в разделах
Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.
2 слайд: Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.
Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,
во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
3 слайд: Этапы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
1 этап: Формирование понимания смысла сказанного
2 этап: Развитие умения использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи
3 этап: Формирование самостоятельности в образовании формы нового слова по аналогии со знакомым
• 4 этап: Совершенствование грамматической правильности речи детей; развитие умения определять ошибки речи
4 слайд:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе.
Поэтому одной из задач развивающей работы в нашем дошкольном учреждении является формирование у детей грамотной речи.
Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра как вед вид д-ти дидактическая игра.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Словесные игры :
высказывают свои мысли, суждения, делают выводы, умозаключения,
«Найди пару», «Во саду ли, в огороде», «Что сначала, что потом»; «Поле чудес», «Словесные снежки»
Настольно- печатные:
Лото «Домашние животные», «Фрукты-овощи», «Четвертый
лишний», «Чей листочек», «Играйка», «Исправь ошибку»
Игры с предметами :
сравнивать, находить сходство, различия; закреплять свойства,
признаки предметов) «Угадай по описанию», Веселый
счет», «Наша улица», «Вершки и корешки», «Большущий и маленький»
5 слайд: Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
• дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;
• игровые правила;
• игровые действия;
• окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.
Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.
Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в нашем ДОУ осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Работа формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведётся по двум направлениям : на занятиях и в повседневной жизни Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями. детей.
Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
6 слайд: Система работы с детьми
Направления работы и игры :
1. Развитие умения образовывать форму множественного числа существительных-«Животные и их детеныши», «Один – много»
2. Формирование умения образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением - Назови ласково», «Большой – маленький», «Зоопарк»
3. Обучение употреблению форм повелительного наклонения глаголов -Попроси мишку», «Поиграй с роботом»
4. Формирование умения использовать в речи распространенные предложения - Опиши предмет», «Закончи предложение», «Что сначала, что потом» и др.
5. Развитие умения правильно употреблять форму множественного числа в винительном и родительном падеже - «Что изменилось», «Чего не стало»
7 слайд: Группа раннего возраста задачи:
- Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
- Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов («кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
8 слайд: Вторая младшая группа
задачи:
1. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже;
2. Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
3. Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже.
4. Учить согласовывать глаголы во времени с существительными;
5. Учить понимать назначение предлогов (в, на, под, за, около)
6. Учить пользоваться разной интонацией;
7. Составлять предложения с однородными членами.
8. Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
9 слайд: Средняя группа
задачи:
1. Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении.
2. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в
речи.
3. Образовывать форму множественного числа существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах.
4. Упражнять, правильно использовать форму множественного
числа родительного падежа существительных.
5. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать.
6. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
10 слайд: Старшая группа
задачи:
1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш, существительные с прилагательными.
2. Образовывать множественное число существительных.
3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад).
4. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь).
5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения.
6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.
11 слайд; Подготовительная группа
задачи:
Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением (строитель, листопад).
Вводить в речь антонимы.
Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными.
Образовывать по образцу существительные с суффиксами; глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилагательных.
Использовать в речи сложные предложения разных видов.
Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
12 слайд: Дидактические игры по формированию грамматического строя речи мы разделили на три основные группы:
1. Игры и упражнения на словоизменение:
• учам правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры : "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
• употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры "Ателье", "Кафетерий" и др.)
• правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой, Какая, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").
• различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.).
2. Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование разделили на 4 подгруппы:
• Образование названий детенышей животных
• Образование названий профессий
• Образование названий посуды
• Образование однокоренных слов
В области словообразования дошкольников мы учим создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
• суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;
• приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;
• смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т. п.
В процесс обучения включаем игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Учим ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи :
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения : "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.
13 слайд: Согласование нескольких частей речи в разных падежах
Кого увидела девочка? – двух полосатых котят
За кем побежала девочка? – за двумя полосатыми котятами
Кому она наливает молоко? – двум полосатым котят
Я вышью на шапке (кого?что)-…
Я украшу шапку (кем?чем)-…
Я вижу шапку (какую)-…
14 слайд: Словарный запас. глаголы
Используем игры : «Кто что делает?»
«Кто как передвигается?»
15 слайд: «Что лишнее?»
16 слайд; Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям : накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. «Назови одним словом»
Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Словарный запас. Обобщающие слова:
17 слайд: Словарный запас. Прилагательные
Игра : :«Расскажи какой?», «Волшебный мешочек»
(опиши, что у тебя в руке) «Что купит Маша? Опиши?»
18 СЛАЙД: Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных
Дидактическая игра : «Новые слова»
Сам образуй новые слова:
шарф из шерсти-шерстяной
«Расскажи, из чего какой?»
Сок из апельсинов-апельсиновый
Лавка из дерева-деревянная
19 СЛА1Д: Словообразование. Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.
Дидактическая игра : «Скажи ласково»
Гриб-грибочек
Ложка-ложечка
Дидактическая игра «Большой и маленький дом»
У Маши в большом доме - чашка, а в маленьком - чашечка.
20 СЛАЙД: Словообразование. Чей это малыш?» У кошки - котенок, котята
У коровы - теленок, телята
У курицы - цыпленок, цыплята
21СЛАЙД: Грамматика. Единственное и множественное число имен существительных и глаголов.
Дидактическая игра Один-много» «Одна ручка – много ручек
Один карандаш – много карандашей»
Одна собака лает, а много собак - лают
Одна машина гудит, а много машин – гудят»
22СЛАЙД: Грамматика. Согласование существительного с прилагательным.
Дидактическая игра Исправь ошибку»
- Большая лев
- Синяя небо
- Тяжелый машина
- Высокая жираф
«Что красное? Синее? Зеленое?»
Брюки – синие Мяч – красный Ручка – синяя Вишня - красная
23 СЛАЙД: Взаимодействие со музыкальным руководителем
Используем разминочки – распевочки, логоритмические распевочки, музыкальные игры «Где лежат музыкальные инструменты»
24 -25 СЛАЙД: Используем цифровые образовательные ресурсы:.
игра «Назови ласково» с использованием ИКТ.
Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игра «Назови действия выполняемые автомобилем»
Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций
Игра «Назови действия выполняемые автомобилем»
Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций
игра «Составь сложное слово»
Цель: усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов, развивают речемыслительные процессы.
26 СЛАЙД»
Дидактические игры и упражнения являются наиболее подходящей и активной формой обучающего воздействия для детей дошкольного возраста.
Дидактические игры помогают детям закреплять изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Играя, ребёнок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Ещё Платон (427 – 347 до н. э.) говорил и утверждал, «что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться…». «Игра — жизненная лаборатория детства» говорил С. Т. Шацкий. И в самом деле, игра – это основной вид деятельности детей! Продолжайте обучать играя!
Спасибо за внимание