Ольга Кремешная
Презентация проекта «Город радости» речевое развитие дошкольников через коммуникативные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта «Город радости.
Речевое развитие дошкольников через
Вид проекта : Коллективно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный, месяц.
По составу участников: Дошкольники старшей группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Публикация «Презентация проекта „Город радости“ речевое развитие дошкольников через коммуникативные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По содержанию: Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения навыками практического общения в различных жизненных ситуациях.
По возрасту участников: 5-6 лет.
Проблема:
Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не все умеют выстроить взаимоотношения с окружающими. Психологи доказывают, что общению нужно учиться с детства, при этом важная роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного обучения своего ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию, несомненно, приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. В данном случае среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому что именно с их помощью формируется умение общаться.
Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджетов, заменяющих порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Кроме того, сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения деток азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.
Актуальность проекта :
Проблема межличностных отношений является очень актуальной на сегодняшний день. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Развитие речи у детей в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Речь порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и пр. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дети, которые испытывают психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание.
Цель проекта : развитие речи в процессе игровой деятельности
Задачи :
1. Помочь детям в установлении контактов друг с другом;
2. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;
3. Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.
4. Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи
5. Совершенствование навыков группового взаимодействия.
6. Развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
Этапы работы:
1. Подготовительно-информационный: сбор информации
2. Практический - познавательный: подготовка, разработка, планирование мероприятий
3. Рефлексия, подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрения в школе
Проект «Город радости»
1 Этап
-Календарно-тематический план на месяц
-Модель взаимодействия с педагогами и другими специалистами
-Методы и приёмы развития коммуникации
Подготовительный этап:
1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы,
выработка необходимых педагогических условий
для реализации проекта с учетом современных требований и
речевых возможностей детей.
2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике,
понятийный аппарат исследования.
3. Разработка педагогического проекта по теме.
4. Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности
у дошкольников.
5. Организация развивающей среды.
6. Подготовить информационную копилку (консультации, анкеты,
буклеты, папка-передвижка)
с целью обогащения опыта родителей по формированию
педагогических знаний и развитие игровых и
социально адаптивных умений дошкольников.
7. Разработать картотеку игр на развитие
коммуникативных способностей.
Календарно-тематический план на месяц
Содержание Приёмы работы
Игры на снятие психологического и мышечного напряжения Игры «Насос и мяч», «Надувала кошка шар», «Поезд идет», «Прорвись в круг»
Физически упражнения «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Замри», «Гора с плеч»
Изучение и уточнение эмоциональных состояний и формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние Беседа.
Рассматривание фотографий людей, изображающих разные эмоциональные состояния
Игровые упражнения «Тренируем эмоции», «Встреча эмоций», «Зеркало настроений», «Угадай настроение», «Посочувствуй другому», «Эстафета настроений», «Закончи предложение», «Цветовое настроение»
Чтение художественной литературы и драматизация:
Б. Заходер "Кискино горе"; В. Левин "Песенка о варенье"; Л Яковлева "Жираф"; Ф Бобылева "Мила"
- Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
Игры, развивающие коммуникативные навыки Игры «Веселая сороконожка», «Кто твой друг», «Поменяйся местом», «Лесные братья»
Игры, направленные на развитие коммуникативных умений
Игры «Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова»
Игры-ситуации
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Театр», «Магазин»
Модель взаимодействия учителя-логопеда с другими педагогами.
Учитель-логопед и воспитатель.
Формы взаимодействия:
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми;
по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;
по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.
Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.
Учитель-логопед и педагог-психолог.
Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.
Формы взаимодействия:
Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.
Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.
Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом.
Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.
Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель.
На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Формы взаимодействия.
Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.
Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.
Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.
Участие в организации и проведении театрализованных представлений.
Методы и приемы на развитие коммуникации
Словесные методы
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке
подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Наглядные методы
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Практические методы
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому,
приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Игровые методы
-дидактические игры,
-подвижные игры,
-игры-забавы, инсценировки.
Приемы:
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")
г) сюрпризность, эмоциональность
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
з) интригующие обстановки.
2 Этап – Практический – познавательный. Реализация проекта «Город радости» :
- Праздник для родителей
-Оформление стенда (график мероприятий, рисунки)
-Разработка буклетов
-Коммуникативные игры с детьми.
Практическая часть:
1. Игровые упражнения(«Холодно-горячо», «Право-лево»,
«Волшебный стул», «Менялки»
2. Логоритмика. («Мастер на все руки», «Царство капельки»,
«Моя Родина», «Город радости»)
3. Артикуляционная гимнастика (по индивидуальному заданиям и
общий комплекс «Язычок –Полковник)
4. Речевые игры : «Без слов», «Где мы были, мы не скажем,
а что делали- покажем»,«Зеркало», «Фантазии», «Узнай меня»,
«Вспомни сказку»,«Телефон», «Цепочка слов»,
«Кто что делает», «Так бывает или нет?»
5. Пальчиковая гимнастика: «Строим дом», «Теремок», «Осьминог»,
«Человек», «Солдаты», «Ехали машины» и др.
6. Коммуникативные игры инсценировки : «Строим дом»,
«Яблочко наливное», «Водолаз», «Пресс-конференция в штабе МЧС» ,
«Вызываем спец. Помощь»
3 Этап- Заключительный.
-Рефлексия,
-подведение итогов работы над проектом;
-проведение сравнительной диагностики;
-распространение опыта работы перед сотрудниками ДОУ и в сети интернет.
Ожидаемые результаты
- Обогащение, активизация словаря детей.
- Помощь детям в овладении активными, инициативными диалогическими высказываниями.
- Формирование речевых умений и навыков.
- Развитие речевого дыхания, слухового внимания.
Формирование речевой активности детей через обогащение развивающей среды.
- Формирование коммуникативного отношения ребёнка к сверстникам, взрослым.
Выводы:
Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста.
Рекомендации родителям
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением :
посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т. д.); в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. ( например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.); обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.); привлекать внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.); совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Рекомендации воспитателям
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи
5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :
• организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,
• побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,
• создавать ситуацию общения,
• формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,
• привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,
• проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,
• привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны:
• торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,
• заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками;
• давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.
Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.
Список литературы
1. Афонькина Ю. А., Г. А. Урунтаева «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет» 2008г
2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста» 2001г
3. Е. А. Калягина Е. А. ,Смирнова Е. О. Тест «Картинки» 1999г.
4. Лисина М. И. «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет» 1996г.
5. Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников»
2005.
6. Щетинина А. М. «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» 2001г.
7. Яковлева Н. Г. «Психологическая помощь дошкольнику» 2009г.