Млада Сидорова
Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности.
Главная особенность дошкольного образования — отсутствие прямого целенаправленного обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода.
Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу:
- развиваться физически и интеллектуально;
- формировать положительные черты характера;
Публикация «Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
- быстро и легко усваивать новые знания.
ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать — узнавать — создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.
Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:
- развивает логическое, образное, критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- заставляет проявлять инициативу;
- развивает различные психические функции, в том числе речь;
- способствует физическому развитию.
Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:
- свободное вовлечение в игру (без принуждения);
- исключение занятий, попирающих нормы общественной морали или унижающих достоинство играющих;
- отсутствие показательной назидательности и дидактичности;
- чёткое понимание ребятами правил игры;
- исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
- достаточное количество времени и материально-технической базы;
- наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
- своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
- создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей ;
- доступность предметно-игровой среды для всех участников.
Сегодня я хочу остановиться на такой форме работы, как проект.
Именно проектная технология позволяет наиболее полно и всесторонне интегрировать 5 основных областей дошкольного образования и воспитания: познавательную, социально-коммуникативную, речевую, художественно-эстетическую и физическое развитие.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются творческо-игровые проекты, где основным методом реализации проекта становится игровая деятельность.
За прошедшие годы мною были разработаны и реализованы следующие творческо-игровые проекты, в рамках которых был собран и систематизирован обширный игровой материал:
«Вместе весело шагать» (туризм) – подвижные игры на улице;
«Дети рисуют музыку» (художественно-эстетическое и творческое развитие) – музыкально-дидактические и образные игры;
«Наша дружная семья» (дух. -нрав. воспитание) – игры со взрослыми;
«Праздники моего народа» (дух. -нравст. и патриот.) – народные игры;
«Музыка вместо лекарств» (оздоровит.) – оздоровительные игры и упражнения (пальчиковые, глазные, логоритмические, дыхательные, массаж;
«Музыка и спорт» (интеграция образовательных областей) – музыкально-игровые гимнастики, подвижные игры и эстафеты.
Творческий проект «Музыка учит общаться».
Актуальность.
В настоящее время проблема развития общения между людьми является очень важной. Умение общаться, дискутировать, находить выходы из проблемных ситуаций и аргументировать свою точку зрения, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию – без этих способностей современному человеку не обойтись. Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. В процессе работы с детьми, мы обратили внимание, на то, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, некоторые дети проявляют агрессию по отношению к сверстникам, имеются застенчивые и замкнутые дети.
Формирование навыков общения является важным условием нормального психического развития ребёнка, а также одной из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни. Вместе с тем, многие педагоги и психологи считают, что музыкальная деятельность имеет возможность влияния на сферу общения ребёнка. Необходимость данной работы объяснялась тем, что в процессе непосредственно организованной деятельности с дошкольниками обращали на себя внимание следующие особенности поведения детей: неготовность к общению, затруднения при вступлении в контакт, низкая инициативность, неумение понять сверстника. Кроме того, дополнительной трудностью является недостаточное развитие речи детей дошкольного возраста.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и реализации творческого проекта коммуникативно-речевой направленности.
Тип проекта: творческий, долгосрочный, межгрупповой.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели младших, средних, старших и подготовительных групп, музыкальный руководитель, логопед, родители.
Цель проекта: Коммуникативное и речевое развитие детей через музыкально-игровую и театрализованную деятельность
Задачи проекта:
• Способствовать развитию у детей интереса и потребности в общении через разнообразные формы музыкально-театральной деятельности;
• Приобщать детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
• Формировать у детей навыки коммуникации с окружающими;
• Воспитывать нравственные качества личности каждого ребёнка;
• Повышать компетентность педагогов и родителей в области общения детей и взрослых.
• Развитие речи детей, расширение словарного запаса.
Продолжительность проекта – 1 учебный год.
Ресурсное обеспечение проекта: видео- и аудио-теки, картотеки игр и упражнений; набор детских музыкальных инструментов; атрибуты к танцам, играм; наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудио-диски; технические средства – телевизор, компьютер, музыкальный центр, проектор.
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный (сентябрь):
– Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи и общения, изучение передового педагогического опыта по развитию навыков общения у дошкольников в музыкальной деятельности;
- Методическое обеспечение проекта - разработка программы мероприятий, направленных на развитие речи и коммуникативных навыков общения у детей; выбор форм организации; оформление их в виде картотек.
2-й этап: практический: (октябрь-май)
- Проведение цикла занятий «О чём рассказывает музыка?»;
- Проведение цикла интегрированных занятий по музыкально-речевому развитию совместно с логопедом;
- Проведение игровых досугов по развитию речи и коммуникативных качеств детей:
«Путешествие в Дружбоград»
«Девочки и мальчики»
«Вместе мы растём, играем, танцуем, поём!»
«Детский сад – одна семья»;
- Проведение семейных праздников, способствующих развитию навыков общения детей со взрослыми в семье, укреплению семейных уз:
«Моя бабушка»
«Мама – солнышко моё»
«Папы – это сила!»
«Наша дружная семья»;
- Проведение мастнр-классов для воспитателей:
«Коммуникативные игры и танцы с детьми»;
«Игры и упражнения для развития речи с использованием музыки»;
- Проведение консультаций для родителей:
«Игры с музыкальными инструментами в семье»
«Игры с детьми на семейном празднике»
- Театрализованная деятельность с детьми как одна из форм развития речи и коммуникативных качеств личности.
- Постановка сказки-драматизации.
3-й этап: заключительный (июнь)
- Подведение итогов проекта, анализ результатов
- Распространение опыта работы на городском уровне и в сети Интернет
Ожидаемый результат:
1. У детей сформированы потребность в общении, интерес к сверстникам, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
2. Повышение компетентности педагогов и родителей в области позитивного взаимодействия детей и взрослых в ДОУ и семье.
3. Речевое развитие детей, расширение словарного запаса