Папки-передвижки

Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Струкова Лариса Александровна
Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Проект

по теме самообразования

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

• Паспорт проекта.

• Введение (актуальность темы, мотивация выбора)

• Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)

• Результаты деятельности

• Конечный продукт

• Выводы

• Приложения

• Библиография

Публикация «Проект по теме самообразования „Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников“» размещена в разделах

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Ф. И. О. авторов: Шмелёва Т. А., Изнаирова О. Г.

Тип проекта : Исследовательский

Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.

Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.

Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.

Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т. д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.

Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.

Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.

Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением, интеллектуальной, речевой, двигательной. Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Сроки Содержание деятельности

Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом) Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой

Декабрь Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

Январь – апрель Подготовка конспектов уроков самообразования

Конец апреля Анализ работы и её практических результатов

Май Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе

Июнь Защита проекта по самообразованию

ПРОБЛЕМА

Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА

Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Логоритмика основывается на сочетании слова, музыки и

движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).

Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Цель логоритмики : коррекция координации движений и речи.

Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями :

1. Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректировка их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

• Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

• Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2. выработка продолжительного речевого выдоха,

3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

• Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

• Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю

• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

• В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

o Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

o Улучшение речевой памяти;

o Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

o Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

o Конспекты НОД по логопедической ритмике.

o Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.

o Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ

o Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

o Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).

2. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г.

3. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.

4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

5. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

6. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.

7. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.

8. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. : Акцидент, 1997 г.

9. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.

10. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,

1997 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Опубликовано: 26 мая 2024 в 20:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Струкова Лариса Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД