Папки-передвижки

Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Струкова Лариса Александровна
Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

по теме самообразования

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

• Паспорт проекта.

• Введение (актуальность темы, мотивация выбора)

• Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)

• Результаты деятельности

• Конечный продукт

• Выводы

• Приложения

• Библиография

Публикация «Проект по теме самообразования „Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников“» размещена в разделах

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Ф. И. О. авторов: Шмелёва Т. А., Изнаирова О. Г.

Тип проекта : Исследовательский

Проблема: Недостаточный уровень сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: При использовании логоритмических упражнений повышается речевая и психическая активность детей.

Цель: Стимулирование речевой и психической активности через использование логоритмических занятий.

Конечный продукт: Разработка конспектов НОД по логопедической ритмике.

Объект исследования: Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Оборудование: СD Диск с презентацией защиты темы самообразования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т. д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.

Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.

Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм.

Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением, интеллектуальной, речевой, двигательной. Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме. Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Сроки Содержание деятельности

Октябрь – ноябрь (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом) Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой

Декабрь Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

Январь – апрель Подготовка конспектов уроков самообразования

Конец апреля Анализ работы и её практических результатов

Май Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе

Июнь Защита проекта по самообразованию

ПРОБЛЕМА

Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности психомоторных и речевых процессов у детей дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА

Из данной проблемы вытекает гипотеза, что если в непосредственно-образовательной деятельности использовать логоритмические упражнения, это стимулирует речевую и психическую активность детей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс коррекции речевых и психомоторных нарушений у детей дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Логопедическая ритмика как средство по развитию и коррекции речи и моторики у детей.

Логоритмика основывается на сочетании слова, музыки и

движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

В настоящее время логоритмические занятия рссматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога).

Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

При организации логоритмических занятий внимание педагогов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Цель логоритмики : коррекция координации движений и речи.

Использование разнообразных средств логоритмики в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями :

1. Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректировка их речевых нарушений. Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

• Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

• Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2. выработка продолжительного речевого выдоха,

3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

• Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

• Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю

• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

• В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

o Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

o Улучшение речевой памяти;

o Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

o Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смены движений.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

o Конспекты НОД по логопедической ритмике.

o Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в НОД.

o Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ

o Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации двигательных функций и речи ребенка.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

o Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).

2. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г.

3. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.

4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

5. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

6. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.

7. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.

8. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. : Акцидент, 1997 г.

9. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.

10. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,

1997 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Опубликовано: 26 мая 2024 в 20:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по теме самообразования «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Струкова Лариса Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД