Лариса Прикот
Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
У детей, которые приходят к логопеду, все чаще встречаются следующие диагнозы:
• минимальная мозговая дисфункция (ММД);
• расстройства аутистического спектра (РАС);
• синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
и другие.
Темочки:
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
В связи с этим логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы. Используемые в логопедической практике инновационные технологии не рассматриваются как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.
Одной из таких технологий являются нейроигры и нейроупражнения.
Нейроигры и нейроупражнения - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием нейроигр позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
В своей работе я использую нейроигры и упражнения при коррекции и развитии всех компонентов речи: фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, связной речи, словарного запаса. А также при обучении грамоте.
Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений, мелкой моторики и психофизических функций.
Ниже приведены примеры нейроигр и упражнений, используемых мной в логопедической работе.
Упражнения, которые повышают уровень самоконтроля (с использованием нейротаблиц, развивают мелкую моторику, зрительный гнозис.
Описание упражнения 1:
На таблице изображены симметричные жесты правой и левой руки. Ребёнок, прикладывая руки к изображённым жестам, выполняет такие же.
1.
2.
Описание упражнения 2:
На таблице симметрично изображены линии различной конфигурации (волнистые, ломанные, петлеобразные). На определённых участках изображены симметричные жесты, кружочки зелёного и красного цветов. Зелёные кружочки – ребёнок касается одновременно кончиками пальцев, красные кружочки – касается по очереди кончиками пальцев, начиная с большого. Ребёнок начинает движение обеими руками одновременно сверху: на зелёные кружочки нажимает кончиками больших пальцев обеих рук. Далее кончиками больших пальцев ведёт по линии. Доведя до изображённых жестов, выполняет такие же, касаясь изображённых.
3.
Описание упражнения 3:
Для этого упражнения используется поле (в комплекте их может быть до 10шт., которое разделено на 4 одинаковых квадрата с помощью линий различных конфигураций (ломанные, волнистые, прямые, зигзагообразные и т. д.) и цветных кружков в углах квадратов. В комплект входят карточки размером: (примерно) 4см. *17см. На этих карточках в разной последовательности располагаются (нарисованы или приклеены) такие же цветные кружки, как на основном поле. Их количество на маленьких карточках может быть разным. Для этого упражнения используется маркер «пиши-стирай»; прозрачный плотный файл, в который вставляется основное поле. Перед ребёнком кладётся одна карточка, с изображёнными цв. кружками (начало отмечено на карточке стрелкой) и предлагается провести дорожки маркером на основном поле, следуя от того кружка, который на маленькой карточке первый и далее – соблюдая последовательность кружков на карточке.
4.
Описание упражнения 4:
В упражнении используются цветные палочки (10 шт, 4 фигурки («жесты»). Цвета палочек соответствуют цветам жестовых фигурок.
На столе, перед ребёнком выкладываются цветные палочки в виде прямой линии или в виде простой геометрической фигуры (прямоугольник, квадрат). Внутри фигуры (над прямой линией) выкладываются «жесты». Ребёнок указательным пальцем ведущей руки проводит по палочкам, второй рукой выполняет жест (соотносится цвет палочки, по которой ведёт пальцем, и цвет «жеста»). Затем можно поменять руки. На первых этапах используется 3-4 палочки, затем их количество увеличивается.
Упражнения по обучению грамоте.
«Нейробуква» (для данного упражнения использую шаблоны из методического пособия Н. Бережной Альбом по обучению грамоте «Грамотей»)
Произнося звук, указательным пальцем левой руки проводить по элементу буквы сверху-вниз, а ладошкой правой руки касаться круга, соответствующего цвету элемента буквы.
Упражнения на коррекцию и развитие фонематического восприятия.
Дифференциация звуков (с использованием жестов)
Описание упражнения: Детям предлагается выполнять определённые жесты, когда слышат заданные звуки. Заранее оговаривается какой жест, какой звук обозначает. Например, для дифференциации твёрдых и мягких согласных.
Упражнения и игры на автоматизацию звуков.
Игры и упражнения, разработанные кандидатом педагогических наук, учителем – логопедом, Е. В. Максимовой.
«Пирамида» (автоматизация звука в словах) .
В эту игру можно играть с одним ребёнком, можно с группой детей (3-4 ребёнка).
Игра состоит из набора карточек треугольной формы. На одних карточках изображены предметы, в названиях которых автоматизируемый звук, на других – слова – названия картинок. Участки карточек с изображённым предметом и участки карточек с названием предмета – одинакового цвета. Если ребёнок (дети) не умеет читать, слова читает взрослый, ребёнок подбирает картинку на заданное слово, произносит это слово. Карточки составляются таким образом, чтобы предметы и их названия соприкасались. В конце получается пирамида.
«Раз – пиши, два – стирай!» (автоматизация звука изолировано, в слогах, в словах, во фразовой речи)
Игра состоит из 15 двусторонних ламинированных карт с заданиями и 2 маркеров «пиши –стирай». Каждая карточка содержит речевой материал по автоматизации звука и сопровождается инструкцией для взрослого
Например: «В зоопарке убежали тигр и лев. Нарисуй прутья клетки льва и тигра двумя руками одновременно и произноси чётко слог РА»
«Узнай по контуру» (автоматизация звука в словах)
Игра состоит из 18 фигурных фишек с предметами, 18 фигурных фишек с тенями предметов, 3 двусторонних поля для лото. Используя одни и те же карточки, можно предлагать детям разные варианты игр. Играть могут от 1 до 3-х детей одновременно.
Например:
Детям раздаются поля для лото. Использовать будут сторону, на которой изображены контуры предметов, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Взрослый, не глядя, достаёт фигурные фишки с предметами, показывает детям. Тот, у кого на поле есть контур предмета, называет его и накладывает фишку на контур
Побеждает тот, кто быстрее закроет фишками своё поле.
Можно в эту же игру играть, но используя не контуры, а тени предметов на другой стороне поля.
Упражнения и игры на формирование слоговой структуры слова, автоматизацию звуков в словах и во фразовой речи.
«Кулачок-ладошка»
Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.
«Умный звоночек». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов.
На занятии применяю зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный звук. Так же используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием слогового ряда, слов и чистоговорок с автоматизируемым звуком.
«Пальчиковые дорожки»
Игра состоит из 5 двусторонних карточек, 2 пар пальчиковой обуви. На карточках изображены сказочные герои, животные и «дорожки» в виде кружков и параллельных линий. Здесь же четверостишье на закрепление определённого звука, описание задания. Ребёнку предлагается надеть на пальцы одной (двух) рук обувь и, «шагая» пальчиками по дорожке, произнести чередующиеся слоги (чистоговорку).
Балансировочная доска Бильгоу.
Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.
Какие логопедические задания мы отрабатываем в ходе выполнения упражнений на балансире:
Артикуляционная гимнастика;
Отработка звуков, слогов, слов, предложений;
Проговаривание чистоговорок;
Грамматические задания и словарь по лексическим темам;
Для лучшего запоминания речевого материала и дальнейшего его воспроизведения (развитие связной речи) использую кинезиологические сказки.
Сказка «Лесная история» (Способ организации детей – сидя за столами).
Жил-был зайка – длинные уши (упр. «Зайчик»). А жил он в маленькой избушке (упр. «Дом», на краю леса (упр. «Лес»). Рано утром просыпалось солнышко и своими лучами будило нашего зайку (упр. «Солнышко»). Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал (упр. «Колечки»). Каждое утро зайка выглядывал в окошко (упр. «Окошко», чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе (упр. «Бутон»). Он брал леечку и поливал розу (упр. «Дождик»). Солнышко пригревало (упр. «Солнышко») и цветок распускался (упр. «Бутон-цветок»). Полюбоваться прекрасной розой приползала улитка (упр. «Улитка с домиком»). Приходил гордый олень – ветвистые рожки (упр. «Олень», Мишка-топтышка (упр. «Колечки» с нажимом на подушечки, Колючий Ёжик – ни головы, ни ножек (упр. «Ёжик»). Подкралась однажды к заячьей избушке лиса – хитрая плутовка, рыжая головка (упр. «Колечки» с нежным нажимом). Мягко, неслышно ступала она лапками, хвостиком заметая следы (упр. «Кисточки»). Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает (упр. «Ухо — нос»). Захотела она сорвать красивый цветок. Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы (упр. «Бутон», «Шипы»). Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала (упр. «Колечки» с нежным нажимом в быстром темпе). А звери на опушке разбили сад. То-то стало весело, то-то хорошо! (Хлопки в ладоши)
Литература.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с.
2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. А. В. Семенович -М. : Генезис,2012
3. Нейропсихологические занятия с детьми. 2 части: Практическое пособие/ В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова – М. : АЙРИС – ПРЕСС, 2015г.
4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М. : Дрофа, 2014
5. «Тренируем мозг: попробуй повторить». О. А. Новиковская. – М. : АСТ, 2022г.