Гармаш Виктория Романовна
Эстетическое развитие дошкольников с нарушениями слуха
▼ Скачать
Понятие эстетического развития включает в себя формирование эстетического отношения к миру, а также художественное развитие детей средствами искусства.
Эстетическое развитие — длительный процесс развития эстетического восприятия и сознания, эстетической деятельности личности.
Публикация «Эстетическое развитие дошкольников с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества.
Можно выделить следующие задачи эстетического развития детей с нарушениями слуха :
- развитие эстетического восприятия, накопление эстетических представлений и образов, формирование эстетических эмоций и чувств;
- развитие эстетического вкуса, оценок и суждений; художественных способностей;
- освоение различных видов художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной);
Задачи эстетического развития детей могут быть реализованы с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и создания в дошкольном учреждении условий, способствующих эстетическому воспитанию.
Важнейшим условием эстетического развития детей является среда, которая окружает детей: мебель, игрушки, растения, материалы для организации художественной деятельности в группе. Важное значение необходимо придавать эстетической стороне оформления дошкольных учреждений, которое выдерживается в едином стиле.
Очень важно использовать в интерьере индивидуальные и коллективные работы детей, привлекая к ним внимание родителей.
Следует избегать формального украшательства, использования игрушек и предметов лишь с целью оформления интерьера, недоступных детям. Интерьер группы и детского сада не должен быть статичным, необходимо вносить изменения в расположение мебели, обусловленное возрастом и интересами детей, менять некоторые предметы, обновлять имеющиеся в группе произведения искусства.
Другим важным условием эстетического развития детей служат произведения прикладного искусства, художественная литература (живопись, декоративные формы изобразительного искусства, литература). Несмотря на сложности восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, ее также можно использовать в эстетическом развитии.
Воспитатели могут подобрать музыку для проведения утренней зарядки, подвижных игр и упражнений (музыка во время организации праздников и дней рождения в группах, где дети могут сочетать восприятие музыки с танцевальными движениями). Особое эмоциональное состояние возникает у слабослышащих детей в процессе сопровождения изобразительной деятельности музыкой, подобранной в соответствии с тематикой рисования.
Однако само по себе наличие эстетической среды не определяет эстетического развития. Основное значение имеет последовательная работа педагогов, направленная на формирование активной художественной деятельности детей и интереса и к ней.
Особое значение в плане эстетического воздействия на детей с нарушениями слуха имеет внешний облик окружающих людей. Так как у дошкольников преобладают зрительные впечатления, они внимательны к одежде, прическе, украшениям педагогов, всегда замечают и эмоционально реагируют на новые элементы в одежде взрослых и детей. Поэтому взрослые должны следить за своим обликом и поведением, ведь дети подражают им в играх и поведении.
Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха происходит в разных формах организации деятельности: занятиях, театрализованных играх и зрелищах, праздничных утренниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках.
Окружить ребенка красивыми вещами недостаточно для эстетического развития. Нужно научить его видеть, ценить и беречь красоту. Поэтому воспитатель должен обращать внимание ребенка на чистоту помещения, на его красоту, создаваемую картинами, цветами и т. д.