Светлана Проплёткина
Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который надо зажечь,
а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.
Плутарх
Введение
- Не нравится классическая музыка? Почему? - спросила я одноклассницу моей младшей дочери.
- Скучная, - был ответ.
Я предложила девочке послушать диск из серии «Волшебная классика». Понравилось.
Это далеко не единственная ситуация, которую мне приходилось наблюдать, когда люди имеют неверное представление о классической музыке в силу своей некомпетентности.
Популяризация? Да! И с самого раннего детства.
Публикация «Обобщение опыта музыкального руководителя „Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке“» размещена в разделах
Согласно гипотезе, выдвинутой учёными, звуковые сигналы определённого ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека. А правильная вибрация звуков её восстанавливает. В 1995 году японскому доктору Эмото Масару впервые удалось зафиксировать музыкальные впечатления воды. Ей дали «послушать» музыку, после чего стремительно заморозили. Под микроскопом отчётливо были видны кристаллы, которые в результате образовала вода. После «прослушивания» произведений Баха, Моцарта, Бетховена вода образовала правильные кристаллы шестигранной формы, напоминающие красивые снежинки. После «прослушивания» тяжёлого рока образовались непонятного вида и форы структуры, не имеющие ничего общего с нормальной кристаллической структурой воды.
В наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят «великие»: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Актуальность темы
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием». Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.
Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы человеческого организма и направлять их на физическое оздоровление. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
Практический раздел
Основные задачи, которые я ставлю перед собой в своей работе, могут быть сформулированы следующим образом:
1. Задачи нравственно-эстетического развития детей средствами музыкального искусства;
2. Задачи, направленные на развитие у детей музыкальных способностей;
3. Задачи, связанные с приобщением детей к классической музыке посредством реализации различных видов музыкальной деятельности;
4. Задачи социально-личностного развития, связанные с развитием интереса к музыке, развитием музыкальных предпочтений, музыкального мышления, самореализацией в музыкально-творческой деятельности, развитием положительных личностных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в процессе этой деятельности.
Эти задачи конкретизируются и постепенно усложняются в соответствии с возрастными особенностями и возможностями музыкального развития детей.
Задачи музыкального воспитания подчинены общей цели: всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка.
Развитие музыкальных способностей детей организую в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В рамках занятий использую парциальную программу «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Система занятий построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики, являющейся для детей «эталоном красоты», определяющим содержание музыкального образования. Репертуар подбираю на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений. Музыкальные занятия строю по разработанным принципам: тематическому, концентрическому (цикличности, контрастного сопоставления произведений, адаптивности, синкретизма.
Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.
Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует полученные знания, способствует поддержанию интереса к музыке. Перечислю эти темы:
- «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей».
- Тема «Песня, танец, марш»
- Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»
- Тема «Природа и музыка»
- Тема «Сказка в музыке»
- Тема «Музыкальные инструменты и игрушки»
Следующий принцип - концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем). Концентрический, спиралевидный принцип позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает к обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и художественной деятельности умений и навыков, способствует творческому их применению.
Следующий принцип - принцип контрастного сопоставления репертуара.
В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Например, «Кукушка» А. Аренского — печальная, грустная, «Кукушка в чаще леса» К. Сен-Санса - таинственно-удивленная, песня Д. Кабалевского о кукушке «Артистка» — смешная, веселая, песня «Кукушка» М. Красева - лиричная, светлая. Подобным образом сравниваются «Дождик, дождик», «Окликание дождя» А. Лядова, «Дождь и радуга» С, Прокофьева, «Дождик» Г. Свиридова, «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Облака плывут» С. Майкапара, «Гроза» JI. Бетховена (фрагмент из VI симфонии) или «Баба-яга» П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Баба-яга» А. Лядова. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию уже на предкоммуникативной стадии восприятия, заинтересовывают детей, заостряют внимание. Изучение репертуара в сравнениях способствует осознанности восприятия, постижению семантики музыкального языка.
Следующий принцип - принцип адаптивности - предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей). Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми, времени, необходимого для достижения музыкального и общего развития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара, а также форм организации музыкальной деятельности детей.
Принцип синкретизма предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки. Слушание предполагает выявление отношения детей к музыке, проявление личностного смысла, побуждение к творческой эстетической активности (музыкально-ритмические движения, ритмопластика, пение, певческие импровизации, оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр-драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений с ведущей ролью музыки).
Приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип - принцип художественности. Как он реализуется? Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду: композитор - исполнитель - слушатель.
Ведущим видом детской музыкальной деятельности в рамках приобщения детей к классической музыке на моих занятиях является слушание – восприятие. Я выделяю три основных вида слушания музыкальных произведений:
- непосредственно слушание;
- слушание в рамках творческих занятий;
- слушание в процессе инсценировок сказок.
Основным условием слушания классической музыки на моих занятиях является оригинальность исполнения, т. е. не допускается прослушивание стилизованных, аранжированных, адаптированных для определённого возраста музыкальных классических произведений. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Для прослушивания на занятиях я подбираю музыкальные произведения, доступные для восприятия ребёнка. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. Процесс восприятия музыкальных произведений должен быть активным, творческим. Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. В процессе слушания я предлагаю детям закрыть глаза и представить себе картину, которую навеяли звуки музыки. По окончании прослушивания дети рассказывают, какую картину нарисовало их воображение. Так же после прослушивания я иногда даю детям творческое задание - передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению. Слушание музыки, как правило, сопровождается беседой о композиторе, написавшем данное произведение. На своих занятиях я предлагаю детям просмотр видеозаписей концертов классической музыки в исполнении симфонических оркестров. На таких занятиях дети знакомятся с разными музыкальными инструментами, их звучанием, историей создания.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще светлым сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Классическая музыка для детей становится доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса, сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности.
Слушание классической музыки в рамках творческих занятий - следующий вид слушания музыки. В рамках таких занятий используется метод полихудожественного уподобления характеру музыки, который позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка разных искусств – классической музыки, живописи, художественного слова. Сравнение музыкального произведения с картиной (двумя или несколькими картинами) в плане общности или различия выраженных в них настроений (и, наоборот, картины с несколькими музыкальными произведениями, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, способствуют образованию у детей обобщенных синестезийных представлений о выразительных возможностях искусств, углубляющих их восприятие. Задачи таких занятий:
- углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы (порывы ветра, метель, капель, плеск ручейка, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Раскрывать возможности отдельных выразительных средств в создании образа;
- развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой). Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки. Различать выразительные средства разных искусств. Находить черты сходства и различия настроений, образов;
- развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.
Как правило, эти занятия относятся к тематическому разделу «Природа и музыка». Я предлагаю детям совершить чудо – заставить картину «заговорить» и «зазвучать». Дети с удовольствием рассматривают произведения живописи русских художников И. Левитана, И. Шишкина, И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова, А. Куинджи. Совместно с детьми составляем рассказ по картине, включая в него стихи А. С. Пушкина, С. Есенина, А. Блока, Ф. Тютчева и других великих русских поэтов. Затем подбирается музыка. Для озвучивания предлагаются классические произведения П. Чайковского, С. Майкапара, Г. Свиридова, С. Прокофьева, А. Вивальди и других композиторов. В результате такого творческого процесса рождается истинный шедевр – синтез трёх видов искусств.
Слушание классической музыки в процессе инсценировок сказок – самый любимый детьми вид слушания музыкальных произведений. Ни для кого не секрет, что для малыша-дошкольника двигаться так же естественно, как дышать, есть, спать. Двигательная активность для ребёнка является естественной. Реализовать постановку музыкальной сказки очень просто. Дети всегда готовы разыгрывать сказки. Ведущий (взрослый) в образе сказочника или «умного филина» читает текст сказки. Дети исполняют свои роли, выполняя движения в соответствии с характером персонажа и, соответственно, музыки. Этот вид деятельности основан на моторно-пластической проработке музыкального материала. У детей развивается творческое воображение, и активизируются их творческие способности. Этот вид детской музыкальной деятельности выполняет задачу добиться гармонии характера движения и музыки. В сюжет такого рода постановок органично вписываются танцевальные номера. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. В работе с детьми по освоению музыкально-ритмических движений мною используется самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И. С. Баха и В. А. Моцарта (гавоты, менуэты, экоссезы, полонезы, и т. д., вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Штрауса, балетная музыка П. И. Чайковского и т. д.
Иногда музыкальные произведения для озвучивания сказки я подбираю сама. Иногда мы совместно с детьми выбираем музыку для озвучивания той или иной роли из двух предложенных вариантов. Перечислю некоторые сказки: «Снегурочка», «Дюймовочка», «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Цветик-семицветик» и т. д.
Такая форма работы исключает натаскивание, сокращает время на подготовку сказки, несет в себе огромный развивающий эффект, так как именно музыка (имеются в виду подлинные образцы высокого музыкального искусства, эталоны красоты, а не популярная эстрада) помогает детям находить выразительные характеристики образов сказки, побуждает к творчеству.
Отдельно хочется сказать о проектной деятельности. Эта форма работы, безусловно, даёт хорошие результаты в основном за счёт привлечения родителей и социальных партнёров. Ребёнок с большим интересом принимает участи в постановке музыкальной сказки или концерте, если рядом на равных с ним правах выступает мама или старшая сестра. В нашем детском саду реализован проект «Классическая музыка в детском саду». Тип проекта: творческий. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, воспитатели, специалисты, родители, социальные партнеры – ученики школы искусств, коллектив Дома культуры. Возраст детей: 5-7 лет. Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Реализация данного проекта поможет преодолеть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства разными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса. Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Результатами проекта остались довольны все участники, прежде всего, дети.
Приобщая дошкольников к классической музыке, я рекомендую воспитателям включать такую музыку в непосредственно образовательную деятельность.
Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. «Музыка посредница между жизнью ума и жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом искусства. Восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых качеств и индивидуальности. С развитием всех этих навыков, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Работа по дошкольников к классической музыке требует поддержки со стороны родителей. Мой опыт убеждает в том, что благодаря эмоционально-личностному общению педагогов ДОУ и родителей становится возможным не только понимание, но и большая помощь родителей в решении стоящих задач. Они в первую очередь заинтересованы в качественном и гармоничном воспитании детей, основанном не на муштре, а на четкой и научной организации целостной системы музыкального развития детей. Я считаю, что опыт, накопленный в ДОУ в области музыкального воспитания, в известной степени должен быть освоен родителями. Среди основных форм работы с родителями в этом направлении перечислю следующие: анкетирование, консультации, привлечение к участию в совместных творческих проектах, музыкальных мероприятиях. Только тесное взаимодействие педагогов ДОУ и родителей позволяет качественнее осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей.
Результаты опыта
Разработка критериев оценки уровня сформированности музыкальной культуры детей основана на анализе структуры понятия «музыкальная культура дошкольников», которое включает в себя следующие компоненты: эмоциональную отзывчивость, мышление и воображение; интонационный опыт восприятия музыки, опыт музыкальной деятельности и развитие способностей; музыкальноэстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, представления об идеале); эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением музыкально-эстетического сознания и музыкально-творческую активность детей.
Разработанная методика музыкального воспитания по итогам мониторингов, проводимых мной, даёт стабильные положительные результаты уровня сформированности основ музыкальной культуры дошкольников. Но главное, я вижу, что мои дошколята по-настоящему понимают, чувствуют и любят настоящую музыку.
Список используемой литературы:
1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка». М., Просвещение, 1968.
2. Вайчене А. И. «К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания». - М., Просвещение, 2007.
3. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко И. М. «Методика музыкального воспитания». – М., 1998. 4. Дубогрызова Г. Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999.
5. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». - М., 2000.
6. Зацепина М. Б. «Реализация программы воспитания и обучения в детском саду». Музыкальный руководитель. – 2007, №8.
7. Мелик–Пашаев А. А. «Педагогика искусства и творческие способности». - М., 1981.
8. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». – М., 2005.
9. Метлов Н. А. Музыка - детям: «Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада». - М., 1985.
10. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. «Искусство преподавания». – М., 1999.
11. Петрушин В. И. «Музыкальная психология». – М., 1997.
12. Радынова О. П. «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников».- М., 1999.
13. Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М., 1999.
14. Радынова О. П., Катинене А. И. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М., 2000. 16. Тарасова К. В. «Музыкальность и составляющие её музыкальные способности», Музыкальный руководитель. - 2009. 17. Тарасова К. В. «Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении», Музыкальный руководитель. - 2007.
15. Анисимов В. П. «Диагностика музыкальных способностей детей». – М., ВЛАДОС, 2004.