Светлана Захарова
Презентация «Особенности формирования партнерских отношений с родителями в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования партнерских отношений с родителями в условиях детского сада.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Мы, взрослые (родители и педагоги) должны помочь ему в этом. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, насколько взрослым хватит терпения, такта и взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга, настолько комфортнее ребенок будет чувствовать себя в дошкольном учреждении, а, следовательно, и быстрее развиваться. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями. Успех воспитания детей в детском саду во многом зависит от того, как организована работа с семей. Доволен родитель - довольны и мы, так как продуктивное сотрудничество с родителями - это то, к чему мы стремимся.
Публикация «Презентация „Особенности формирования партнерских отношений с родителями в условиях детского сада“» размещена в разделах
СЛАЙД 2
Основной целью формирования партнерских отношений с родителями является создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. В основе формирования партнерских отношений лежат принципы, задачи и условия ФГОС ДО.
СЛАЙД 3
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд 4
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
СЛАЙД 5
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
СЛАЙД 6
И сегодня на своем опыте мы можем точно сказать, что у каждого детского сада есть ресурсы для налаживания контактов с родителями : во-первых, отказ от традиционного пути и творческий поиск нового, внедрение инновационных форм и методов работы; во-вторых, организация наглядной педагогической пропаганды детского сада, способствующая популяризации деятельности учреждения; в-третьих, обогащение отношений детей и родителей в ходе эмоционально-насыщенного общения, привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ; в-четвертых, организация совместно с родителями распространения опыта работы.
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
СЛАЙД 7
Мы поставили перед собой цель - сделать из родителей настоящих союзников и единомышленников, а, как известно, на это уходит не один год сотрудничества с родителями.
СЛАЙД 8
В основу установления доверительных отношений с родителями была положена методика контактного взаимодействия (Л. Б. Филонов, которая предполагает определенную последовательность, стадийность действий собеседников. Необходимость в ней возникает в связи с тем, что около половины родителей не придают должного значения своевременному и правильному развитию своих детей, "не замечают" выраженные трудности воспитания детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами детского сада. Поэтому на первой стадии происходит поиск (установление) контактов. В это время воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных их семье условиях.
СЛАЙД 9
В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать : во-первых, наблюдение, во-вторых, анкетирование, и, в-третьих, посещение семей воспитанников. Наблюдение, например, поможет ответить на такие вопросы:
Как происходит расставание детей с родителями утром?
Как дети встречают своих родителей вечером?
Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот?
Какова реакция родителей на детские просьбы, капризы и т. д. ?
Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты?
Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон?
СЛАЙД 10
Обобщение результатов (приложение 1) наблюдений, проводимых педагогами группы позволило выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера и особенности развития детей вызывают у них тревогу.
СЛАЙД 11
Педагоги посещали семью, узнавали условия воспитания ребенка, предварительно сообщив о возможном времени своего визита.
СЛАЙД 12
Анкетирование позволило получить ответы на вопросы:
• общие сведения о родителях;
• сведения о других членах семьи, проживающих вместе с ребенком;
• чем занимается ребенок дома;
• в каких мероприятиях детского сада родители готовы участвовать.
Полученный, таким образом, материал позволил судить об уровне педагогической компетентности родителей в семьях и в группах в целом, выявились условные родительские группы, объединенные одними и теми же проблемами. Одинаково корректно, гибко педагог должен общаться с родителями, обладающими как высоким или средним, так и низким уровнем педагогической компетентности, хотя в зависимости от этого уровня впоследствии будет выстраиваться тактика дифференцированного взаимодействия с каждой семьей и воздействия. Исходя из полученных результатов анкетирования был сделан вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьей - родительские собрания, открытые мероприятия, досуговые мероприятия.
СЛАЙД 13
Термин "взаимодействие" предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Новые формы взаимодействия воспитателей с родителями предполагали диалог, установление "обратной связи", учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Взаимодействие предусматривало равную активность и равную степень взаимовлияния. "Воздействие" - однонаправленность влияния одного человека или группы на другого с целью его изменения в определенном направлении.
СЛАЙД14
Основным средством воздействия выступала наглядность, которая осуществлялась в следующих формах :
Педагогический информационный стенд (уголок для родителей).
Папки-передвижки.
Памятки.
Выставки.
Газеты, информационные листки для родителей.
Дни «открытых дверей».
Электронные странички взаимных консультаций на сайте ИНТЕРНЕТ.
Эффективным средством воздействия являлось посещение родителями открытых занятий, на которых родители получали информацию о развитии своего ребенка и повышают свою педагогическую грамотность. Мы старались проводить подобные мероприятия, чтобы родители получили информацию не как назидание, а как добрый совет.
СЛАЙД 22
Идея взаимодействия педагогов с родителями был тесно связан с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Мы считали, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком. Для этого был необходим процесс поиска и реализации наиболее эффективных технологий. В большинстве проводимых в детском саду праздников, развлечений родители выступали в роли не только зрителей, но и активных участников. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как совместные выставки, совместное творчество родителей и педагогов.
Подводя итоги работы в рамках детского сада, можно с уверенностью сказать, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:
Ориентировать цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
Использовать разнообразные формы и методы образования родителей.
Делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия.
Учитывать личностный опыт родителей, апеллируя к нему в процессе взаимодействия.
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как "В детский сад вместе с мамой" (приложение 2) (работа адаптационной группы, совместное творчество родителей и детей (фестиваль семейного театра, выпуск газеты- поздравления творческой группы "Папы и дети поздравляют своих любимых мамочек и бабушек".
Список литературы:
1. Парасоцкая О. В. Предшкольная подготовка: взаимодействие ДОУ и семьи // Воспитатель. - №4, 2009.
2. Степанова О. А. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушение речи // Воспитатель. - №8, 2008.
3. Тараторкина Т. В. Школа для родителей "Малая академия здоровья" // Воспитатель -№7, 2009.
4. М. Агавелян // "Обруч" №5 2006.