Наталья Панченко
Опыт эффективных партнерских отношений между семьями и педагогами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
В. А. Сухомлинский
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Публикация «Опыт эффективных партнерских отношений между семьями и педагогами ДОУ» размещена в разделах
Семья и детский сад – два своеобразных института, каждый из которых дает ребенку социальный опыт и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для воспитания сильного, свободного, инициативного, ответственного человека. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Основываясь на том, что сотрудничество подразумевает общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, когда осуществляется личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и образования ребенка, педагоги нашего ДОУ поставили перед собой цель: установление делового доверительного взаимодействия с родителями на основе партнерских отношений. Реализуя задачи:
• изменение мнения о закрытости детского сада,
• индивидуальная работа и дифференцированный подход к семьям,
• повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей,
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи,
• создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Опираясь на принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
• доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,
• индивидуальный подход,
• сотрудничество,
• тщательная подготовка к каждому мероприятию,
• динамичность
используя эффективные методы и приемы педагоги нашего ДОУ
выстроили систему работы.
Взаимодействие с семьёй начинается еще до поступления ребенка в наш детский сад. На сайте детского сада размещаем все нормативные документы, так же родители могут узнать о структуре образовательного учреждения, о программе. Легко можно найти сведения о педагогическом составе, об уровне образования и квалификации.
Размещаем фото- и видеоматериалы с различных детских утренников, конкурсов, прогулок, информация о достижениях воспитанников, специалисты дают консультации и отвечают на вопросы. Благодаря сетевому общению с родителями, поднимается престиж дошкольного учреждения, быстрее и проще решаются какие — либо вопросы и проблемы.
Чтобы правильно выстроить работу с родителями и сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей, дать родителям более обоснованные рекомендации, проводим анализ социального состава семей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Используем традиционные методы изучения семьи, прежде всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, собеседования, опросы, посещение семьи, которые помогают собрать интересующие данные о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающие в семье, учесть индивидуальные особенности каждой семьи.
С учётом их пожеланий и предложений мы осуществляем планирование работы с семьёй.
Большую роль в повышении педагогической компетентности родителей играет:
• наглядная информация. Местом размещения информации являются:
- родительский уголок - здесь размещаем правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера, материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. Родители наглядно видят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, что содержание родительского уголка краткое, ясное, разборчивое, и у родителей возникает желание обратиться к его содержанию.
- стенд освещающий события которые проходили или будут проходить в ДОУ и группе;
- папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Новый год у ворот», «Игры на кухни», «По дороге в детский сад» и т. д. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения и т. д.
-выставочные стенды - на которых помещаем работы детей, индивидуальные выставки ребят
- газета ДОУ «Сибиренок»,
- «Корзина вопросов и ответов», в которую каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей корректируем свою работу, делаем выводы, продумываем тематику последующих встреч.
• Тематические книжные выставки, где предлагаются родителям книги и пособия по воспитанию и развитию детей, для чтения детям или по теме события.
• Родительское собрание. Темы собраний: «Вот и стали мы на год взрослее», «Детские вопросы», «Немного о воспитании» и др. Проводим в форме дискуссий, круглых столов, гостиных, творческих мастерских.
Используем видеозаписи деятельности детей, буклеты, памятки, альбомы которые изготовили дети, фрагменты занятий, анализ педагогических ситуаций, часто работаем в микрогруппах.
Использование игровых приемов позволяет взрослым поучаствовать в разных играх, которые помогают преодолеть неловкость, лучше узнать друг друга и понять сколько разнообразных задач можно решить с помощью игры.
К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы, магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения.
Собрание в такой форме, помогает нам сблизится с родителями, приближает семью к дошкольному учреждению, помогает определить оптимальные пути воздействия на ребенка в воспитательном процессе. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. В конце года на родительском собрании вместе с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами самых активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая, дорогая награда за сотрудничество и творчество.
• Совместно со специалистами мы приглашаем родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.
• Консультации специалистов, воспитателей - проводя консультацию, отвечаем на вопросы родителей, стремимся дать квалифицированный совет.
Самым действенным и интересным направлением взаимодействия с родителями является совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Через анкеты и личные беседы мы выяснили о профессиях, увлечениях наших родителей и соотнеся с комплекно-тематическим планом мы пригласили родителей к совместной деятельности.
• «Синичкина неделя». Папы с удовольствием с ребятами мастерили кормушки.
• «День матери». Мама с ребятами стряпала крендели, а затем все вмести пили чай, беседовали.
• В рамках социально-коммуникотивного направления родители знакомили ребят со своими профессиями: ветеринар учитель, пожарный, врач, полицейский, журналист, библиотекарь и др.
Родители приносили фото и видеозаписи, атрибуты и оборудование. Так с доктором учились слушать сердце, с ветеринаром забинтовывать лапы плюшевым животным, с пожарным на скорость одевать костюм и тд.
Вместе ходили на экскурсии, в ГДК, в библиотеку, в школу и др.
• С удовольствием родители, бабушки и дедушки рассказывают о своих увлечениях, играют на музыкальных инструментах, вместе с детьми рисуют, лепят из пластилина и соленого теста, конструируют из природного, бросового материала и бумаги.
Оказывают помощь в строительстве снежного городка, помогают навести порядок на участке и подготовить группу к новому учебному году, к празднику
• Выставки хобби родителей.
• Родители старших групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты: «Путешествие по детской библиотеке», «Снегурочка», «Город, в котором я живу», «По страницам Красной Книги», «Комнатные растения», «Кто такой Дед Мороз» и др. Многие проекты являются как бы завершением тематической недели, другие разрабатываются по инициативе самих детей.
• Семейные спортивные встречи: «Веселые старты», «Неделя здоровья» и др.
• Другая эффективная форма работы – семейная гостиная. Родителям и детям интересно вместе играть, и решать сложные задачи. Здесь родители знакомятся с методами, приёмами образования детей, предоставляется возможность родителям общаться друг с другом, эмоционально сблизится с детьми.
Встречи в гостиной способствуют развитию адекватного восприятия действий ребенка, дают опыт совместных переживаний, способствуют осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяют характер поведения, намерений, действий. Постепенно родители, участники семейной гостиной, начинают больше интересоваться увлечениями ребенка, переходят от «проживания» рядом с ним к новому мироощущению – «быть вместе» с ребенком.
• Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Вот оно какое наше лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей.
• Традиционным стало проведение акции «Посади дерево».
• Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
• Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения.
Родители с удовольствием принимают участие во всех наших традиционных, так и инновационных мероприятиях.
Совместные мероприятия способствуют сближению родителей и детей друг с другом. Родители получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия, а дети испытывают гордость за своих близких.
Они видят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживание
В результате формируется единое пространство развития ребенка «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса уютно, интересно, безопасно, полезно и благополучно.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определё нные результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.