Елена Матвейкина
Формирование партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников старшей возрастной группы через проектную
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание ребенка совершается
не только, когда с ним беседуют или учат,
отдают приказы, а в каждое мгновение жизни,
где бы он не находился».
А. С. Макаренко.
1. Актуальность проекта
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Публикация «Формирование партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников старшей возрастной группы через проектную» размещена в разделах
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
В современных условиях реализации ФГОС педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Проблемы проекта
Вытекают из противоречия, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте, но они не имеют педагогического образования, не владеют знаниями об особенностях психофизиологического развития детей, а детский сад – является лишь помощником в воспитании ребенка.
Идея проекта
Использовать проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста для формирования партнерских отношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Цель проекта
Формирование партнерских отношений ДОО и семьями воспитанников методом проектной деятельности.
Объект
Процесс формирования партнерских отношений ДОО и родителями воспитанников.
Предмет
Формирование партнерских отношений ДОО с родителями воспитанников старшей возрастной группы через реализацию метода проектов.
Задачи проекта
1. Анализ психолого – педагогической литературы по теме проекта.
2. Дать понятие о проектной деятельности как методе формирования партнерских взаимоотношений всех участников педагогического процесса.
3. Расширить представление родителей о методе проектов для детей старшего дошкольного возраста.
4. Определение этапов работы по реализации партнерского взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников
5. Анализ практического личного опыта использования метода проектной деятельности, как средства формирования партнерских отношений с семьями воспитанников.
6. Диагностика состояния процесса взаимодействия педагогов ДОО с семьей.
7. Проанализировать результаты апробации метода проектной деятельности в процессе формирования партнерских отношений ДОО с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста.
Проектная гипотеза
Если использовать проектную деятельность как метод партнерского взаимодействия в работе с семьями воспитанников ДОО, то данная работа будет проходить более эффективно.
2. Этапы и сроки осуществления проекта
I этап – организационный
I этап – основной
III этап – заключительный
№
п/п Формы работы Содержание Сроки Ответственные
I этап – организационный этап
1 1.1. Выявление уровня взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников старшей возрастной группы.
1.2. Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по проблеме формирования партнерских отношений педагогов ДОО с семьями воспитанников.
1.3. Разработка плана воспитательно – образовательной работы в рамках проекта.
1.4. Отбор тематики для проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение мониторинга уровня взаимодействия педагогов ДОО с родителями старшей возрастной группы.
Определение актуальности, проблемы, цели, постановка задач.
Подготовка педагогами и родителями дидактического и практического материала для реализации проектов.
Изучение литературы по познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Изучение интересов детей старшей возрастной группы. Июль Сентябрь
2018г. Воспитатели
Родители воспитанников
II этап - основной этап
2 2.1. Реализация плана воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2.2. Совместная работа родителей с детьми по реализации познавательно – исследовательского проекта в семье.
2.3. совместная работа педагогов ДОО с родителями воспитанников.
1. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность.
Дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видео презентаций, мультфильмов.
2. Работа совместно с родителями : Привлечение родителей к совместной проектной деятельности.
Проведение родительского собрания «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, консультаций, рекомендаций на сайте ДОО.
Разработка рекомендаций и алгоритмов выполнения трудовых действий для родителей воспитанников по проведению опытов, наблюдения и т. д. с детьми в домашних условиях. Сентябрь 2018г. -
Май 2019г. Воспитатели
Родители воспитанников
III этап – заключительный этап
3. 3.1. Мониторинг
3.2. Подведение итогов
3.3. Определение перспектив 1. Наблюдение, беседы, анкетирование родителей, результаты мониторинга на конец года.
2. Провести анализ полученных результатов.
Определить эффективность проведённой работы.
Обобщить результаты партнерской деятельности педагогов ДОО и родителей воспитанников на педагогическом совете, разместить итоги работы на сайте ДОО и педагогических порталах, оформить статью в газете «Сказка для взрослых».
Презентация проекта.
Принять участие в конкурсах по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников: на уровне ДОО и в окружном конкурсе «Я исследователь». Май
2019г.
Ноябрь
Февраль 2019г. Воспитатели
Родители воспитанников
3. Конечный продукт:
• Исследовательские проекты детей старшей возрастной группы.
• Организация конкурса исследовательских проектов на базе ДОО «Я исследователь»
• Участие воспитанников и их родителей в окружном конкурсе творческих и исследовательских работ для детей дошкольного возраста «Я исследователь 2019» на базе детского сада «Золотой ключик» п. Усть – Кинельский.
• Организация развлекательного мероприятия «Звездный дождь» для награждения наиболее активных родителей и детей победителей в конкурсах детских творческих и исследовательских работ различного уровня.
4. Прогнозируемый результат:
Дети:
— активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы, родителями и педагогом;
— проявляют инициативу в поисковой деятельности;
— положительно оценивают свои возможности.
Педагоги :
— повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников;
— разработка серии проектов для детей дошкольного возраста;
— пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы.
Родители :
— повышение активности взаимодействия с педагогами и детьми в воспитательно - образовательном процессе.
5. Критерии оценки эффективности реализации проекта :
1. Дети старшего дошкольного возраста мотивированы к участию в проектной деятельности.
2. Родители заинтересованы в проектной деятельности своих детей, готовы принимать активное участие в ее реализации.
3. Педагогами освоен метод проектной деятельности направленный на формирование партнерских отношений педагогов ДОО с семьями воспитанников.
Критерием результативности опыта по использованию метода проектной деятельности как средства формирования партнерских отношений между педагогами ДОО и семьями воспитанников является исходный и итоговый мониторинг.
Результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность выбранного метода как средства формирования партнерских отношений между педагогами ДОО и семьями воспитанников детей старшей возрастной группы.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От Рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М., Мозаика-Синтез 2014.
3. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.№ 1
4. Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
6. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М. 2012 г. -120 с.
7. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М. : Знание, 1994.
8. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7
9. Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание. - 2007 №3 – С. 81
10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2006. –96 с.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Взаимодействие детского сада и семьи»
ФИО родителя (законного представителя)
1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?
Полагаюсь на себя, семью, свой опыт
Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам
Читаю литературу по вопросам воспитания детей
Обращаюсь за советом к педагогу группы
Иное - интернет
2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?
Сами справимся
Неудобно отрывать педагога от работы
Испытываем затруднения в общении с педагогом
Считаю педагога не совсем компетентным
Иное
3. Что такое хороший детский сад?
Где любят и уважают детей
Где многому учат
Куда дети бегут с удовольствием
Где всегда ждут детей
Где уважают родителей и детей
Где хороший коллектив, добрые педагоги
Где детям тепло и уютно
Иное - где безопасно
4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?
Любит и уважает детей
Учит детей
Относится к чужим детям как к своим
Понимает детей и родителей
Это терпеливый воспитатель
Хорошо готовит детей к школе
Это вторая мама
Иное
5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?
Проводит образовательную деятельность, праздники
Научит ребенка общаться с другими детьми
Учитывает индивидуальные особенности ребенка
Обеспечивает безопасность ребенка
Не предъявляет ребенку необоснованных требований
Дает родителям нужные и грамотные советы
Общается с родителями на равных
Иное
6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?
Чтобы похвалить ребенка
Что – то сделать для группы
Чтобы Вы позанимались с ребенком дома
Вовремя оплатили за детский сад
Обсудить проблемную ситуацию
Иное
7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?
Семья
Детский сад
Иное
8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе?
Полезна
Не очень
Бесполезная
Я ее не читаю
Иное
Приложение 2
Консультация для родителей по организации проектной деятельности в домашних условиях
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Эксперименты классифицируются по принципам проведения:
- По характеру: эксперименты с растениями и с животными, с объектами неживой природы, а также опыты, объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в комнате, на улице, и т. п.
- По количеству участников: коллективные, индивидуальные, групповые.
- По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые по ситуации, систематические (проводимые по плану).
- По продолжительности (краткие – по 5-15 минут, длительные – свыше 15 минут).
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные и обобщающие.
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.
Домашняя лаборатория.
Ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ: «Что быстрее растворится» : морская соль; пена для ванны; хвойный экстракт; кусочки мыла и т. п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует и у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Желаем Вам творческих успехов!
Памятка для родителей по созданию проекта с дошкольником в домашних условиях
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :
Участие в проектной деятельности – сложный труд. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ребёнка, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Действия родителей по созданию проекта в домашних условиях :
Выбор и формулировка темы проекта : помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей, записать их на листе бумаги, выбрать лучшую идею и попросить обосновать свой выбор.
Разработке плана и структуры выполнения проекта : помогите спланировать работу с учётом занятости детей. Помогите в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
Реализация проекта : разделите всю работу на небольшие части и определить срок выполнения каждой; помогите изучить необходимую литературу по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, посоветуйте ребёнку дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.
Презентация проекта. На этом этапе вы можете помочь провести последнюю проверку, прорепетировать выступление, снять волнение перед выступлением.
Рефлексия: работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Обсудите с детьми, что можно было сделать самим, без помощи родителей.
Работая вместе с ребёнком над созданием проекта, вы не просто помогаете ему выполнить работу, а становитесь главным помощником,
советчиком, другом для ребёнка. А это очень важно!