Елена Габышева
Особенности воспитания и социализации ребенка в условиях внедрения ФГОС и взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Воспитание ребенка в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». .
Публикация «Особенности воспитания и социализации ребенка в условиях внедрения ФГОС и взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Для того чтобы создать благоприятное социальное условие для полноценного развития ребенка необходимо поддерживать и развивать связь с родителями, с семьей ребенка, так как семья – один из главных социальных институтов для социализации ребенка.
В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей – это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Работая над проблемой по социализации дошкольников, я сделала вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для повышения педагогической компетенции родителей внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса через взаимодействие с семьей дошкольника.
Задачи:
- приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- создать благоприятные условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада и внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса;
- разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
- способствовать активному включению родителей в воспитательном образовательном процессе детского сада.
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.
Следуя этим задачам, определили параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Во - первых выявили ряд проблем, это:
- неуважительное отношение друг к другу;
- незнание своих прав;
- неумение давать оценку своим работам и работам сверстников;
- неуважение к результатам труда других людей;
- не частое общение ребенка и родителей.
Провели тестовую методику «Детский сад» для проверки психологической комфортности пребывания детей в группе. Она показала, что дети и родители нуждаются в нашей помощи, и мы начали последовательную, поэтапную работу.
Для выявления особенностей внутрисемейных отношений и отношений ребенка к членам своей семьи провели методику «рисунок моей семьи» на начало года и на конец.
Нами был составлен перспективный план мероприятий на 3 учебных года. И по этим планам начали свою работу с НОД «Детский сад - наш дом» целью которой является – воспитывать уважение к труду сверстников и взрослых, обобщить знание детей о профессиях сотрудников (повар, мед. сестры.); продолжать формировать положительное отношение к детскому саду : воспитывать детям доброжелательное отношение к друг другу, развивать положительные эмоции и работа с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.
Для основы работы детского сада и семьи мы выбрали традиционные формы работы как:
- консультации,
- анкетирование,
- родительское собрание,
- беседы;
А так же помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
— «Круглый стол» по любой теме;
— тематические выставки;
— соц. обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
— консультации специалистов;
— семейные спортивные встречи;
— открытые занятия для просмотра родителей;
— конкурс семейных талантов;
— день открытых дверей;
— сайт ДОУ.
По итогам работы при повторном обследовании по методике «Детский сад» автора Немова Р. С. и методике рисунок «Моя семья» и проделанной работы в начале года дети были не очень адаптированы к социальной среде и детскому саду. Были проблемы у родителей с детьми, дети вели себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям. А после проделанной работы поведение детей изменилось. Дети больше стали доверять к друг другу и воспитателю, относится доброжелательно к своим сверстникам.
Результаты исследования у нас вышло таким:
Учебный год Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
2014-2015гг. 32 % 36 % 32 %
2015-2016гг. 18 % 42 % 40 %
2016-2017гг. 9 % 34 % 57 %
2017-2018 гг. 3% 36% 62%
Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС и взаимодействия детского сада и семьи, оказала положительный эффект. Родители стали отзывчивыми, предлагают свою помощь, идеи для проведения совместных работ, мероприятий, повысился уровень педагогической компетентности родителей. Появилось доброжелательное отношение к педагогам и к специалистам. И в дальнейшем мы уверены о дальнейшем сотрудничестве и тесной работе с семьями наших воспитанников.