Надежда Сорокина
Проектная деятельность как средство оптимизации партнерских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического включения родителей в образовательный процесс ДОУ. Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) нацеливает образовательную организацию (ДОО) на взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения высокого качества образования. В нем сформулированы и требования по взаимодействию детского сада с родителями воспитанников. В стандарте подчеркнуто, что «родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы ДОО, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Темочки:
Одним их способов включения родителей в образовательный процесс ДОУ является включение их в проектную деятельность. В настоящее время появился ряд методических руководств и рекомендаций по работе с семьей. Так в методическом руководстве «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития» под редакцией Т. Н. Дороновой представлены содержание, формы и методы работы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи. В пособии Е. П. Арнаутовой «Педагог и семья» дан практический материал по изучению семейного воспитания, оптимизации общения педа-гога с семьей. Но, на наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон, а в вышеперечисленных источниках работа с детьми не представлена. В то же время существует ряд программ и технологий по про-блеме социализации ребенка в обществе. Например, в программе А. М. Щипицина «Азбука общения» в разделе «Ребенок и взрослый» дан перспективный план и практический материал по работе с детьми в различных видах деятельности по обучению навыкам общения с взрослыми, однако отсутствует координация работы с ними. По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно.
По итогам проведенной работы нами был разработан детско-родительский проект «Страна Понимай - ка». В проекте принимают участие дети, родители. Педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, социально - личностный. Форма реализации проекта - это родительский клуб. Актуальность состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Работа с семьей является как в организационном, так и в педагогическом плане сложной задачей. Целью проекта является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержка всестороннего развития личности детей. Задачи: развивать креативные способности у детей и родителей в совместной деятельности; обобщать опыт семейного воспитания; повышать психолого-педагогическую культуру родителей. Работа с родителями по проекту началась со второй младшей группе.
В работе проекта принимали участие различные специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители воспитанников. Использовали разные направления работы с родителями.
Информационно - аналитические: «Родительская почта» тетрадь отзывов и предложений.
Мастер-классы: по дыхательной гимнастике, «Поделки своими руками», «Изготавливаем массажный коврик».
Познавательные: родительские собрания, совместная работа по тематическому плану проекта, круглый стол, участие родителей в исследовательской деятельности детей.
Наглядно – информационные: на информационном стенде располагали материалы консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей, выпуск семейных стенгазет; открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей; фотовыставки; семейные презентации, организация мини-библиотек; выставки совместных работ родителей и детей.
Досуговые: в музыкальном зале проводились развлечения «Мамочка милая», «Счастливая семья» с праздничным концертом, конкурсами, угощением и подарками. Праздник для пап «Самый сильный и могучий» - спортивное развлечение. Участие родителей в конкурсах, выставках играх, совместные прогулки, экскурсии
Таким образом, внедрение проекта позволило вовлечь родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий показывает: 100% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Библиографический список.
1. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
3. Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.
4. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. М. : Издательство «Скрипторий 2003».2011г.