Наталья Боркивец
Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
1 СЛАЙД.
Визитка.
2 СЛАЙД. Из опыта работы по теме :
«Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры и наглядное моделирование».
3 СЛАЙД
Публикация «Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Механизм развития этой сложной системы умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты Александром Николаевичем Гвоздевым. Он отмечал, что сначала усваивается все наиболее типичное, все продуктивные формы в области словообразования. А только потом уточняется значение и звучание малопродуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей.
4 СЛАЙД
Многие авторы, изучавшие особенности формирования грамматического строя речи детей с ОНР отмечают, что процесс овладения речевыми нормами им даётся сложнее, чем детям без речевой патологии. Это обусловлено тем, что грамматические значения носят абстрактный характер, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
У детей с ОНР отмечается обиходная речь с лексико-грамматической недостаточностью, несформированностью навыков словообразования и словоизменения. Кроме того, у детей слабо формируется навык переноса усвоенного речевого материала из одного лексико – тематического цикла в другой, а далее в самостоятельную активную речь. И, наоборот, усвоенная модель словообразования переносится на слова, образующиеся с помощью другого способа: стол – столик, стул – стулик.
5 СЛАЙД
В целевых ориентирах ФГОС сказано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен хорошо владеть устной, грамматически правильно оформленной речью.
Таким образом, в ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Своевременное формирование грамматической компетенции ребенка является одним из условий его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, для планирования и организации деятельности ребенка, формирования социальных связей.
6 СЛАЙД
Большинство авторов предусматривают использование в своих методиках словесные методы обучения. Однако, словесный метод обучения детей дошкольного возраста с речевой патологией без опоры на наглядность малоэффективен, что обусловлено возрастными особенностями, а также особенностями вербального внимания у детей данной категории.
7 СЛАЙД
Для эффективного усвоения грамматического строя, в частности словообразования я предлагаю применять дидактические игры с использованием наглядности и моделирования.
Это поможет детям с общим недоразвитием речи облегчить процесс усвоения навыка словообразования, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка.
8 СЛАЙД
Мы поставили цель коррекционной работы :
формировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыки словообразования посредством использования дидактических игр и наглядного моделирования.
Задачи:
1. развивать умения грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
2. формировать навык словообразования существительных суффиксальным способом.
3. формировать навык словообразования прилагательных от существительных.
4. формировать навык словообразования приставочных глаголов.
5. развивать умение оперировать в речи однокоренными словами и гибко их преобразовывать.
6. развивать умение образовывать слова путём слияния двух основ.
9 СЛАЙД
Работа велась по трем направлениям: с детьми, родителями и воспитателями.
10 СЛАЙД
Работу по формированию словообразования у дошкольников с ОНР мы осуществляли в 3 этапа.
На каждом этапе работы одновременно и последовательно нами отрабатывались словообразовательные модели как существительных, так прилагательных и глаголов.
Основной задачей первого этапа было закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Здесь использовались дидактические игры «Большой – маленький», «Назови меня ласково», «Чей предмет?», «Покажи картинки», «Чем отличаются слова».
Игры с мячом, волчком – целью которых было сравнение двух однородных предметов (дом – домик, нос – носик, сад – садик)
А так же моделирование:
В качестве условных заместителей могут выступать:
• Геометрические фигуры
• Символические изображения предметов (силуэты, контуры)
• Силуэтные и предметные картинки
На первом этапе в качестве заместителей использовались в основном предметные картинки и символическое изображение «Назови ласково»
11 СЛАЙД
На втором этапе велась работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Эффективными в работе на закрепление словообразования оказались дидактические игры: «Волшебный паровозик», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Как зовут папу, маму и детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Кубик кидай – слово угадай» (использование речевых кубиков, «Подбери слова»
Способствовали словообразованию прилагательных дидактические, речевые игры:
«Чей хвост? Чья голова?», «С какого дерева лист?», «Что из чего сделано?»
Для закрепления словообразования глаголов использовались дидактические, речевые игры и упражнения: «Кто что делает?», «Чей голосок», «Чем отличаются слова».
12 СЛАЙД
На этом же этапе начали работу по подбору родственных слов. Выполняли упражнения «Измени слово», «Найди семью», «Подбери родственные слова» (образование р. с. с помощью наводящих вопросов»
В качестве моделей мы использовали опорные схемы из пособия «Игры и упражнения с родственными словами» предлагаемые Лебедевой Л. В., Козиной И. В.
Некоторые схемы мы придумали сами.
13 СЛАЙД
На третьем этапе уточняем значение и звучание непродуктивных словообразовательных моделей. Результативными в работе на закрепление словообразования оказались дидактические игры : «У кого какая профессия?» (с мячиком)
«Назови профессии», «Как назвать того, кто?» «Говорящие слова» «Волшебные гномики – частицы»
Для словообразования прилагательных использовались игры «Чей хвост? Чья голова», «Речевой кубик с пиктограммами».
Нами разработаны некоторые схемы для образования относительных прилагательных.
14 СЛАЙД
Для дифференциация глаголов пространственного значения с различными приставками использовались дидактические игры «Антонимы. Глаголы.», «Покажи картинку, назови действие» (Подлетает – отлетает, «Путешествие» (До домика дошла, обошла, вышла и т. д.).
На третьем этапе мы работаем над образованием слов из двух основ. Нами разработаны некоторые схемы.
15 СЛАЙД
Мы уверены, что единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействие между ними – одно из важных условий обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому, чтобы добиться поставленной цели, мы тесно сотрудничаем с воспитателями группы.
Сначала мы познакомили воспитателей с серией игр, упражнений, схемами – моделей по формированию навыка словообразования разных частей речи. Знакомство со схемами и моделями прошло в виде консультации «Что такое моделирование?», а с дидактическими играми в виде тренинга «Игры и упражнения с родственными словами». Задания на развитие у детей словообразовательных умений регулярно проводятся воспитателями в вечернее время в ходе коррекционной работы по заданию учителя-логопеда.
Аналогичные задания включаются в совместную деятельность педагогов с детьми: речевые досуги «Все профессии нужны», «Говорящие слова», викторины «Волшебные гномики», «Что из чего сделано».
16 СЛАЙД
Положительные результаты работы с детьми во многом зависят от контакта с их родителями. В ходе реализации системы работы по формированию навыка словообразования у детей использовались следующие формы работы с родителями :
- Информационные (выступления на родительских собраниях «Занимательная грамматика», «Обучение словообразованию детей дошкольного возраста со стертой дизартрией», сообщения об успехах детей);
- Индивидуальные (консультирование родителей, задания для родителей и детей, информация о возникших проблемах);
- Коллективные: семинар – практикум «Формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР»; вечер досуга «Раз - словечко, два – словечко».
17 СЛАЙД
Чтобы определить эффективность проводимой работы, провели анализ уровня сформированности словообразовательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием методик: Л. И. Лалаевой, З. А. Репиной, Н. В. Серебряковой.
Анализируя результаты работы по проблеме за последние 2 года. Можно сделать вывод: что отдельные элементы словообразования и общий уровень словообразования в целом заметно выросли.
На начало работы низкий уровень словообразования отмечался у 70% детей.
В результате проведенной работы детей с низким уровнем не стало. Увеличилось количество детей со средним уровнем. 50% детей показали высокий уровень.
(о динамике сформированности навыка словообразования говорит диаграмма)
Дети овладели навыком продуктивного суффиксального способа образования имен существительных (уменьшительно-ласкательной формы, притяжательных имен прилагательных с суффиксом «ин», дифференциацией глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных.
Сохраняются трудности в образовании малопродуктивных и непродуктивных способах образования имен существительных (названий профессий, более сложных форм имен прилагательных, образовании приставочных глаголов, глаголов пространственного значения.
В настоящее время совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.
Дети начали образовывать слова путем слияния двух основ.
По результатам работы, можно сделать вывод, что использование дидактических игр и наглядного моделирования позволяет наиболее эффективно развивать словообразование у детей старшего дошкольного возраста.
18 СЛАЙД В своей работе мы использовали разнообразную литературу.