Надежда Корнеева
Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольный возраст – возраст ускоренного физического и психического развития ребёнка, формирования в нём общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, а также развитие у них социального и эмоционального интеллекта.
Публикация «Педагогический проект „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Актуальность работы обоснована тем, что современное дошкольное учреждение чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Введение ФГОС ДО предопределяют функциональный диапазон и задачи ДОУ, в связи с чем меняется отношение к воспитанию и получению образовательных результатов в процессе игры в дошкольном образовании. С одной стороны разработан ФГОС ДО, в котором прописано воспитание и образование обучающихся в игре, с другой стороны нет программы, определённой современной модели развития социально-коммуникативных навыков у обучающихся. Дошкольные учреждения недостаточно оснащены ИКТ. Нет должного оснащения материально-технической базы.
Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры необходимо и актуально, но ещё никто не разработал досуговое мероприятие, направленное на формирование культурно-гигиенических навыков в процессе игры для воспитанников младшего дошкольного возраста.
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста в процессе игры.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков в процессе игры у воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях модернизации современного образования.
2. Составить план реализации проекта «Белый кот» в соответствии с ФГОС ДО.
3. Подготовить и реализовать проект «Белый кот».
Ожидаемый результат:
1. Обучающиеся учатся овладевать культурно-гигиеническими навыками, взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, действовать в команде, уважать друг друга.
2. Развивается мышление, воображение; проявляются основы социально-коммуникативного взаимодействия.
3. У обучающихся пробуждается интерес к окружающему миру.
4. Воспитанники учатся воплощать задуманное, доводить начатое дело до логического завершения, осмысливать результаты своей деятельности.
Образовательная область: познавательное, социально - коммуникативное развитие.
Вид проекта : ролево- игровой, творческий.
Продукты деятельности: изготовление куклы Чисты, проведение викторины «Белый кот», приобретение творческого уголка для оформления проектной деятельности.
Участники реализации проекта : воспитанники второй младшей группы (3-4 года, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (3 месяца)
Основная часть. Реализация проекта «Белый кот»
Идея данного проекта родилась в процессе формирования новой группы. Маленькие воспитанники не умели правильно мыть руки и одеваться, некоторые не умели самостоятельно держать ложку. Мы подумали и решили реализовать проект «Белый кот».
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме социально-коммуникативного развития в процессе игры у воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях модернизации современного образования
Игры (ведущая деятельность дошкольного периода) имеют неоценимое значение в развитии детей : они вызывают положительные эмоции – ребёнку радостно, и он готов воспринимать и усваивать всё, что они несут в себе. С игрой ребёнок быстро включается в любую деятельность, вникает в её содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.
Богуславская З. М. пишет, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности [1].
Во ФГОС ДО прописана проектная деятельность педагогов и обучающихся. В каком-то смысле интересный проект и представляет собой большую игру.
История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип “обучение посредством делания” (Дж. И Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея состояла в том, чтобы выполняемая ребенком деятельность строилась по принципу “Все из жизни, все для жизни”.
Эта идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой; педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности; опирается на его собственный опыт.
Сторонники метода проектов в России В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления. В современной российской дошкольной педагогике этим вопросом занимаются следующие ученые Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Евдокимова Е. С. и др. [3].
Чечель И. Д. отмечает, что в педагогике проектирование определяется как совместная учебно-познавательная деятельность, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [8].
Взяв за основу проектную деятельность, педагоги могут расширить образовательное пространство, осуществить поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможность развития творческого, познавательного мышления дошкольников.
Заключение
Проблема развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста действительно существует. Решение проблемы будет оптимальным при систематическом творческом подходе, последовательной углубленной творческой работе с детьми.
Наш проект возник на основе ФГОС ДО, в котором прописано воспитание и образование воспитанников с использованием игровых технологий. Было реализовано 6 этапов, таким образом, цель проекта достигнута, задачи проекта нашли практическую реализацию.
Процесс реализации проекта «Белый кот» вызвал у обучающихся яркий эмоциональный отклик. Воспитанники принимали участие в проекте с удовольствием.
Вместе с тем, данный проект не решает всех проблем развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста. Нами планируется дальнейшее социально-коммуникативное развитие обучающихся.