ольга вьюнова
Консультация для воспитателей «Формирование навыков управления своим поведением у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Формирование навыков управления своим поведением детей старшего дошкольного возраста"
зам. зав. по ВМР Вьюнова О. В.
Старший дошкольный возраст. Дети 5-7 лет.
Что же подразумевается в этом возрасте под «гуманными чувствами и отношением» и «самоконтролем в поведении»? Это:
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование навыков управления своим поведением у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- умение ребенка предвидеть последствия предполагаемого поступка для себя, сверстника, взрослого;
- испытывать соответствующие эмоциональные переживания (чувство удовлетворения или стыда, благодарности, обиды).
Данные способности позволят ребенку определиться – стоит совершать поступок или же следует поступить поп другому.
А для этого ребенок должен:
- осознать смысл ситуации и оценить свой поступок в ней;
- понять, будет ли поступок соответствовать моральным нормам и правилам;
- осознать свою ответственность за совершенный поступок;
- уметь предвидеть последствия поступка;
- уметь проявить волю, для совершения поступка.
Определить уровень навыков самоконтроля ребенка мы можем:
- наблюдая за ним в свободной деятельности;
- организуя рассматривание картинок с изображением сюжета имеющего моральное содержание;
- создавая специально обучающие ситуации.
В любом случае ребенку нужно предложить оценить ситуацию, поступок героя, его действия, высказать предположения, почему герой так поступил, как бы поступил сам ребенок и почему.
Из такой доверительной беседы с ребенком мы увидим:
- на сколько ребенок может оценить ситуацию;
- смог ли он правильно выбрать правило поведения и объяснить свой выбор.
Для примера.
Можно использовать такую жизненную ситуацию:
В раздевальной комнате дети находятся в довольно стесненных условиях. Здесь остро ощущается необходимость соблюдения правил поведения в окружении сверстников. Дети должны учитывать движения находящихся рядом сверстников (не мешать, не толкать, попросить разрешения пройти и пр.) и контролировать свое поведение. Постепенно накапливается опыт поведения. Для закрепления используйте чтение художественной литературы и беседу по прочитанному. Дети старшего дошкольного возраста уже могут понимать моральные мотивы поступков, сочувствовать героям, переживать за них или осуждать. Целесообразно обращать внимание детей на последствия действий литературных героев и их переживания при совершении поступка. Подобные обсуждения заставляют детей задуматься над моральным смыслом собственных поступков и оценивать их соответствующим образом.
В беседе с детьми следует стремиться оценить поступок героя и отделить его от характеристики личности.
Анализируя поступки героев литературных произведений, на первоначальном этапе работы целесообразно акцентировать внимание на отрицательных последствиях поступков. На последующих этапах работы детям необходимо предложить произведения о положительных поступках героев и обратить внимание на их положительные последствия. Например: детей можно познакомить с рассказами А. Барто «Вовка – добрая душа», А. Митта «Шарик в окошке», Л. Пеньевской «Завтрак» и т. п. В ходе выясняется мотив поступка героя и демонстрируются его последствия.
При анализе рассказов необходимо использовать схему-модель с графическим изображением хода мысли литературных героев (о чем подумал герой, что могло произойти, почему он так поступил).
Научив детей анализировать и оценивать поступки героев в произведениях, можно предложить детям: продолжить рассказ (предположив действия героя, прервав его после описания возникшей ситуации.
В дальнейшем детям предлагается самим придумать рассказы, в которых описывается ситуация, вызывающая у окружающих чувство симпатии, уважения, а также последствия поступков.
Важное средство формирования гуманных взаимоотношений между детьми в группе детского сада это:
- игры-драмматизации («Узнай себя» - импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо, «Два жадных медвежонка» и др.);
- элементы психогимнастики ( игровые этюды: «Два клоуна», «Три подружки», «Сочувствие», «Добрый мальчик», «Посещение больного»).