Татьяна Коломыйцева
Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Складывающаяся на сегодняшний день в детских дошкольных учреждениях картина такова, что из-за нехватки младшего персонала, на должность младшего воспитателя приходят женщины без специального образования и зачастую не задерживаются. Поэтому трудно требовать от них выполнения всех требований, предусмотренных должностными обязанностями, таких как возрастные особенности детей, знание различных законов и т. д.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Однако, элементарные требования во взаимодействии с детьми, которые осуществлялись бы нормами и правилами культурного общения и поведения, привитые человеку семьёй и обществом, выполняться должны. И уж, конечно, обязательными являются знания правил по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря.
Итак, младший воспитатель, является правой рукой и опорой для воспитателя, непосредственно помогает в организации всех режимных моментов в группе. При этом он помогает воспитателю соблюдать режим дня, потому что, только соблюдая все режимные моменты, совместными усилиями можно добиться высокого уровня самоорганизованности детей. Хотелось бы подробнее остановиться на том, какую роль должен играть младший воспитатель в формировании у детей навыков самообслуживания.
В группе младшего дошкольного возраста, совместно с воспитателем, младший воспитатель учит детей элементарным гигиеническим навыкам, таким как посещение туалета, мытье рук, умывание, умение пользоваться полотенцем. Он терпеливо и спокойно рассказывает ребёнку, что надо сначала взять горшок, потом уже снять штанишки и сесть на горшок. Большую роль играет младший воспитатель в кормлении детей. Его задачей наравне с воспитателем становится необходимость научить всех детей правильно держать ложку, относительно аккуратно кушать. Он должен помогать докармливать детей, которые плохо кушают, проявляя при этом терпение и фантазию, чтобы заинтересовать малыша в каждой съеденной ложке. Оба воспитателя следят, чтобы дети садились близко к столу, но не прижимались к нему грудью, сидели бы прямо, немного склонив голову над едой. Важно перед едой создать у детей ровное, спокойное настроение. Необходимо следить, чтобы дети не ставили локти на стол, это некрасиво и мешает соседям, есть аккуратно, не пачкая одежды, помогает пользоваться бумажными салфетками. Он следит, чтобы дети научились пережёвывать еду с закрытым ртом и должен помнить, что в процессе приёма пищи нельзя торопить ребёнка, и что следует дифференцированно подходить к детям в отношении количества пищи. Ребенок должен иметь достаточно времени, чтобы научиться есть правильно. Младший воспитатель должен понимать, что насильное кормление не допускается, а также следить, чтобы никто из детей не вышел из-за стола с набитым ртом.
Также младший воспитатель принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит. В группе с младшими дошкольниками младший воспитатель в основном учит детей последовательности выполнения действий самообслуживания, короткими и чёткими указаниями.
В любых режимных моментах младший воспитатель принимает участие, и поэтому специфика общения в младших группах это краткость, вежливость, спокойный тон.
В средней группе, где детям уже привиты основы навыков самообслуживания, поэтому функция младшего воспитателя заключается в постоянном закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитии новых. Например, пользование новыми столовыми приборами (вилками, более сложных действий в одевании (завязывание, застёгивание, умение заправляться, прививается умение складывать вещи в шкафчике, аккуратно ставить обувь и т. д. Младший воспитатель контролирует посещение детьми туалета (важно научить пользоваться унитазами, учитывая гендерные подходы к воспитанию). В среднем звене дети начинают дежурить, поэтому младший воспитатель должен помогать осуществлять дежурство в безопасном для них варианте.
Дети старших и подготовительных группах все культурно-гигиенические навыки осуществляют самостоятельно, но при этом младший воспитатель совместно с педагогом группы помогает их постоянному совершенствованию. За столом дети учатся пользоваться ножом, не класть локти на стол, держать правильную осанку, есть беззвучно, не стучать приборами по тарелке. Кроме того, под присмотром дети могут разливать компот по чашкам с помощью половника, и этому всему терпеливо учит детей младший воспитатель, тем самым осуществляя совместно с воспитателем процесс развития и совершенствования культурно-гигиенических навыков. С помощью, в том числе, и младшего воспитателя, дети учатся завязывать шнурки, следить за опрятностью своего внешнего вида, самостоятельно пользоваться расческой, самостоятельно посещать туалет и ванную комнату. В летний период при минимальной помощи младшего воспитателя самостоятельно моют ноги и осуществляют другие водные процедуры.
Это только один аспект работы младшего воспитателя. Тут следует понимать, что в целом она многообразна и сложна, и требует максимум внимания, терпения и любви к детям. Желаем всем уважения и благодарности от детей, родителей и сотрудников детского сада.