Щукина Татьяна
Презентация к выступлению на РМО «Вода. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:
- Развитие любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и т. д.
- Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Публикация «Презентация к выступлению на РМО „Вода, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
- Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Познавательное развитие
• Познание - это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира.
• «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО (2013г.)образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Стадии познавательного развития
• I стадия – Любопытство;
• II стадия – Любознательность;
• III стадия – Познавательный интерес;
• IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития.
Методы познавательного развития детей дошкольного возраста:
1. Экспериментирование.
Практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств. Качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, и
Используя разнообразные формы воздействия на него.
Примеры экспериментов:
«Есть ли у воды вкус?» дайте детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.)
«Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)
Методы познавательного развития детей дошкольного возраста:
2. Организация решения познавательных задач.
Учебные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки знаний.
Примеры задач:
Неживая природа : Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает?
Живая природа : Могут ли растения расти без света (влаги, тепла? Почему рыба плавает? Почему осонью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь?
После принятия детьми задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ. Дети выдвигают идеи. Если идей нет. Их должен выдвинуть педагог.
Методы познавательного развития детей дошкольного возраста:
3. Проектная деятельность
Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследования.
Примеры проектной деятельности: клуб любителей книги «К. И Чуковский», «Подводный мир», «Круговорот воды в природе» и др.
ТИП ПРОЕКТА
• исследовательский
• групповой
• по целевой установке
Участники проекта
• Воспитатель
• Воспитанники
• Родители
Проблема
• Развитие познавательных способностей;
• Развитие творческого воображения;
• Развитие коммуникативных навыков.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
• Расширение кругозора детей
• Практическое применение знаний, умений, навыков ребенка во взаимодействии с окружающим миром
Ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые:
• Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо?
• Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы?
• Почему лужи на асфальте быстро исчезают?
• Где встречается вода в природе? И т. д.
ЦЕЛЬ:
• Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда.
• Расширить представление о свойствах воды (прозрачная, бесцветная и т. д.)., разных состояниях воды (вода, лед, пар)
• Стимулировать желание самостоятельно делать выводы.
ЗАДАЧИ:
• Пробуждать интерес к предлагаемой теме.
• Приобщать детей к процессу познания.
• Формировать различные представления о воде.
• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
Этапы реализации исследовательского проекта
Организационный этап
Определение проблемы, темы исследования педагог
Выбор группы участников педагог
Знакомство с новыми формами работы педагог, родители
Разработка плана педагог
Привлечение специалистов муз. руков.
Сбор материалов педагог
Составление проекта педагог
Этапы реализации исследовательского проекта
Внедренческий этап
Деятельность педагога Деятельность детей
Собрание по реализации проекта
Формирование проблемы, цель исследования Вхождение в проблему
Игровая ситуация Вживание в игровую ситуацию
Занятия с включением проблемных ситуаций Принятие проблемы
Создание лабораторий
Этапы реализации исследовательского проекта
Внедренческий этап
Деятельность педагога Деятельность детей
Создание папки передвижки «как научить ребенка быть исследователем». - осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на своем опыте.
- Поиск различных средств достижения цели.
Создание эмблемы.
Подбор музыкальных произведений.
Выставка «Кому нужна вода?»
Девизы о воде.
Домашнее задание.
Составление рекомендаций.
Этапы реализации исследовательского проекта
Внедренческий этап
Деятельность педагога Деятельность детей
Помогает в решении задачи - Объединение детей в рабочие группы.
- Формирование специфических знаний, умений, навыков.
- Обогащение и расширение представлений об окружающем мире (Круговорот воды в природе).
Планирует деятельность
Организует деятельность
Физкультминутки
Чтение рассказов, сказок
Этапы реализации исследовательского проекта
Внедренческий этап
Деятельность педагога Деятельность детей
Сочинение сказок -Объединение детей.
-Формирование знаний, умений.
-Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.
Пословицы о воде
Наблюдения
Коллективные работы
Подвижные игры
Этапы реализации исследовательского проекта
Рефлексивный этап
Деятельность педагога Ответственный
Анализ проведенных мероприятий педагог
Отзывы родителей родители
Подведение итогов педагог
План реализации дальнейшей работы педагог
Этапы реализации исследовательского проекта
Трансляционный этап
Мероприятие Ответственный
Презентация проекта на педагогическом совете педагогов МБДОУ педагог
Обеспечение проекта
Предполагаемый результат
• Пополнение развивающей среды.
• Повышение компетентности воспитателей.
• Обобщение исследовательского опыта детей.
• Сближение детей и родителей в процессе организованной образовательной деятельности.
Перспективы проекта
• Использовать разработанные материалы
• Создать картотеку
• Индивидуальная работа
• Пополнять картотеку
Примеры ООД
ВОДА
1. Наблюдение за дождем из окна.
2. Загадывание загадок про дождь.
3. Чтение стихотворения П. Синявского «Про дождь».
4. Наблюдение на участке за лужами.
Обойти их и убедиться, какие они большие.
Лужи долго не высыхают.
Дать детям задание проследить, где раньше высохнут лужи – в тени или на солнце.
Спросить, почему так происходит.
5. Проведение опытов с водой (прозрачная, без вкуса и т. д.)
Предварительная работа
1. Театрализованные игровые занятия с детьми: «Снежинки»,
«Сосульки», «Снеговичок», «Снежинки и сосульки», «Забавные истории», «Добрая вода».
2. Аппликация- мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали».
3. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» (зимнее окошко).
4. Аппликация «Избушка ледяная и лубяная».
5. Рассматривание альбома «Кругом вода».
6. Аппликация с элементами рисования «Сосулька на крыше».
7. Аппликация обрывная (по замыслу) «Живые облака».
8. Лепка с элементами конструирования «По реке плывет кораблик».
9. Лепка объемная «Наш аквариум».
10. Рисование дидактическое «Радуга-дуга, не давай дождя»
11. Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях».
12. Рисование: «Идет дождь», «Снеговик», «Светит солнышко», «Деревья в снегу».
13. Аппликация «Лодки плывут по реке».
14. Лепка «Рыбка»
Беседа о снеге
(с включением логических задач)
Сообщение детям сведений о свойствах снега: снег состоит из снежинок; снежинки от тепла тают; из мокрого снега можно лепить; сухой снег рассыпчатый, из него лепить нельзя.
Цель ООД: Помочь детям установить причинные зависимости: от тепла снег тает; если воду вынести на мороз, то она замерзает.
Методы и приемы: снег в теплой комнате, вода на морозе. Показать картинки и изобразить в движениях снежинки.
Беседа о зиме
Рассматривание картин.