Мария Варнаева
Конспект ОД по теме «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по теме «Круговорот воды в природе»
Подготовительная группа
Материал:
1. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.
2. Электроплитка.
3. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).
4. фрагмент мультика «Энциклопедия Всезнайки»
Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры
Ход ОД:
Публикация «Конспект ОД по теме „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Ребята, Наураша передал нам несколько алгоритмов опытов. Давайте их рассмотрим?
Как вы думаете, что в них общего? Что используется во всех опытах? (вода в разных агрегатных состояниях).
Давайте попробуем с вами проверить, правда ли вода может быть твердой, жидкой и газообразной?
Опыт 1
-Посмотрите внимательно на алгоритм. Прочитайте его. Как вы думаете, что нам необходимо подготовить для этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель готовит твердый лед, снег, кастрюльку. Все кладет в кастрюльку.
-Ребята, сейчас я принесу твердый лед и снег, мы вместе положим их в кастрюльку.
Как вы думаете, если мы оставим их на некоторое время в теплом помещении, то что-нибудь с ними произойдет? (дети отвечают, что вскоре они растают и получится вода)
Вы правы.
Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате. Молодцы. Вы правильно догадались, что при нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.
Опыт 2
- Ребята, подскажите мне, что необходимо подготовить для следующего опыта? Что делать потом? А что произойдет в конце опыта?
Воспитатель готовит кастрюльку с водой, электрическую плитку.
-Сейчас я поставлю кастрюльку на огонь. Как вы думаете, вода останется водой? (дети предполагают, что вода превратится в пар)
Вода закипает, воспитатель поднимает крышку, из кастрюльки выходит пар
-Ребята, посмотрите, что у нас получается? (ответы детей) Воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Молодцы. У нас получилось целое волшебство. Я расскажу вам почему. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду! Таким образом, мы с вами можем сделать вывод, что при нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.
Опыт 3
Воспитатель продолжает кипятить воду, накрывает кастрюльку крышкой и кладет сверху немного льда.
- Обратите внимание, что я сейчас сделала? Зачем? (предположения детей)
Через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды
- Посмотрите, что у нас получилось? Скажите мне, а какой у нас был пар? Газообразный! А какая теперь получилась вода? Жидкая! Как вы думаете, почему это произошло? Дети отвечают, что горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.
Правильно друзья. Вот у нас раскрыт еще один секрет, о том, что при охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.
Опыт 4
-Хорошо ребята, вы большие молодцы. Мы с вами проделали уже три опыта. Получилось ли у нас посмотреть на все состояния воды? (ответы детей). А как вы думаете, можно ли обратно из жидкого состояния воды снова сделать ее твердой?
Обратите внимание на алгоритм опыта. Прочитайте его. Что нам понадобится? А что произойдет в конце? Давайте вместе попробуем проделать этот опыт.
Воспитатель остужает кастрюльку и ставит ее в морозильную камеру.
-Ребят, как вы думаете, что случится с водой? (ответы детей) Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему?
Через некоторое время необходимо достать кастрюльку с замороженной водой.
-Давайте проверим, получилось ли у нас превратить воду из жидкой в твердую? Посмотрите, что у нас получилось? Лед? Вода стала твердой? Почему? Правильно, мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.
Получается ребята, что мы с вами раскрыли еще один секрет, о том, что при охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.
Вывод:
- Друзья, сегодня вы поработали очень хорошо, как настоящие исследователи. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали. Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.