Алла Алешина
Занятие-экспериментирование «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие - экспериментирование.
«Круговорот воды в природе»
Цель: Познакомить детей с понятием круговорот воды в природе. Расширить знания детей о значении воды в жизни человека. Развивать познавательный интерес. Прививать бережное отношение к воде.
Материал для занятия: оборудование для демонстрации круговорота воды в природе (электрический чайник, холодное стекло); схема и модель круговорота воды в природе; иллюстрации на тему «Вода», бумага, карандаши.
Ход занятия.
1. Загадки.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Публикация «Занятие-экспериментирование „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1) В зимний день на пруд легло очень скользкое стекло.
2) Сыплется из туч горох, прыгает к нам на порог, с крыши катится он в сад. Что такое это…
3) Молоточком бьет по крыше, то погромче, то потише. Не кузнец и не сапожник – это с неба каплет…
4) Капли влаги на листочках, на траве и на цветочках. Это что за чудеса? – по утрам блестит…
Выслушав ответы, воспитатель задает вопрос: «О чем все эти загадки?» (все загадки о воде). Далее вместе с воспитателем, дети вспоминают о разных состояниях воды.
2. Беседа о водоемах, источниках воды.
С помощью иллюстраций и вопросов воспитателя, дети вспоминают, где в природе можно найти воду, называют источники питьевой воды, рассуждают о том, как вода попадает в жилище человека. В процессе беседы подходят к вопросу: Как получается, что вода в реках не кончается?
3. Наблюдение опыта.
Воспитатель предлагает детям посмотреть опыт, который поможет им найти ответ на вопрос: Почему вода в реках не кончается? И как реки пополняют свои запасы воды?
Перед опытом необходимо так усадить детей, чтобы всем было видно, и поговорить с ними о правилах безопасности во время наблюдения опыта.
Опыт: В электрическом чайнике кипятится вода. Пар вырывается из носика хорошо видной струей.
Воспитатель: Вы видите как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике, ведь там была только вода?
Воспитатель помогает детям сформулировать первый вывод: вода при нагревании превратилась в пар.
Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место, и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно сухим. Делается вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
Воспитатель: Вот так происходит в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды и заканчивает стихотворением Н. Рыжовой:
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда!
То в пар превратится, то в лед,
Растает, и снова в поход.
5. Физкультминутка: «Состояния воды»
Зима, зима, зима кругом!
Зима сковала реки льдом.
Дети обнимают себя руками и кружатся.
Пришла весна, растаял лед,
И речка весело течет.
Плавные движения руками – изображаем волны.
Пригреет солнце без труда,
В пар превращается вода.
Легкие покачивания, руки прямые над головой.
На верх поднимется, легка,
И соберется в облака.
Поднять голову вверх, руки над головой «обнимают большой шар».
Ну а потом, ну а потом,
Прохладным выльется дождем!
Легкие прыжки на носках
4. Зарисовка схемы «круговорот воды в природе» с опорой на модели.
Воспитатель показывает детям модели, изображающие разные состояния воды, и предлагает одному – двум детям выложить последовательность круговорота воды в природе на доске при помощи данных моделей. Затем все дети зарисовывают полученную схему.
6. Заключение.
В конце занятия проводится беседа о назначении воды в жизни человека, использовании воды в детском саду. Воспитатель раздает детям вырезанные из картона капельки и предлагает разложить их в группе там, где может понадобиться вода.