Юлия Михайлова
Проект «Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему :
Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей.
Тема: Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Тип проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Цель проекта : способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию мордовского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом мордовского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Этапы проекта (основные шаги по реализации проекта) :
- сбор экспонатов музея ;
- накопление методического материала для дальнейших посещений музея детьми;
- приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
- составления перспективно-тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарем;
- составления графика посещения музея детьми;
- проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
Задачи:
• Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
• Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку мордовского народа;
• Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
• Познакомить детей с особенностями народного быта;
• Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями мордовского народа;
• Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, народных песенок, закличек;
• Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении семейных фольклорных досугов, посиделок.
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление,необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа.
Подготовила :
Муз. руководитель
Пивкина Ю. М.
Цель: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;
- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять произношения слов на эрзянском языке.
Развивающие:
- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать навыки культуры общения
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместно.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок, рассказов о родном крае;
2. Рассматривание мордовских национальных костюмов;
3. Рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «мы – мордва», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!»
4. Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.
5. Дидактическая игра «Одень куклу Алдуню»
7. Отгадывание загадок.
8. Заучивание пословиц, потешек, закличек на мордовском языке
9. Слушание национальной мордовской музыки.
10. проведение мордовских подвижных игр.
Оборудование:
Записи мордовской музыки, декорация «Мордовская изба», предметы быта, мордовские костюмы для детей, выпечка (блины, сладкие угощения для детей.
Ход занятия:
В музее звучит мордовская национальная музыка. Дети в мордовских костюмах.
Встречает гостей хозяйка в мордовском костюме (приветствует детей и гостей на эрзянском и русском языках). Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по нашему мини – музею, где мы поговорим об истории мордовского народа.
М. Р. Хотите? Да! (дети)
М. Р. Ребята, но сначала ответьте мне:
Как называется республика в которой мы живем?
Назовите столицу республики Мордовия.
Наша республика славится не только традициями и культурой, но и своим народом.
Сегодня мы поговорим о мордовском народе, об истории мордвы. Дети, вы знаете, что в нашей республике проживают народы разных национальностей? Назовите их (ответ детей).
Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. Предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. И с давних времен праздники, обычаи и быт всегда сопровождались традиционной музыкой, с характерными мелодизмами для мордовской музыки. Наши предки очень любили петь и песни у них были очень красивые, многоголосные. И сейчас мы с вами послушаем мордовскую песню
«Вай,верьга, верьга…»(Ой, высоко,высоко) в исполнении наших воспитателей.
Исполняется песня «Вай, верьга, верьга»
М. Р. Ребята, а еще у мордвы есть свои музыкальные инструменты. (показ полки с муз. инструментами). Здесь мы с вами видим много муз. инструментов. Какие (ответы детей)-гармошка, трещотки, дудочки, свистульки, бубенцы. А кто знает мордовские муз. инструменты? (ответы детей)- чавома, кальдардема и т. д. Молодцы! А вы знаете,что Мордовия прославилась тем, что в г. Темникове, давным- давно Л. Воинов (мордовский композитор, показ портрета) создал первый оркестр народных инструментов. И сейчас мы тоже с вами поиграем на муз. инструментах.
Звучит оркестр.
М. Р. Молодцы ребята. Садитесь на стульчики. Как и у всех народов, у мордвы есть свой национальный костюм. (Рассматривание картинок, и стенда с одеждой) Кто -нибудь назовет мне элементы из национального костюма по мордовски? (Ответы детей) панар- рубаха, пулакш- набедренное украшение, руця- распашная одежда, шлыган- головной убор, карть- лапти.
М. Р. А теперь мы с вами поиграем в игру «Одень куклу Алдуню»
Игра.
М. Р. У мордвы красивые костюмы, яркие красочные. И мы сейчас покажем нашим гостям мордовские костюмы и станцуем танец.
Исполняется мордовский танец.
М. Р Ребята, сегодня на экскурсии по мини – музею мы с вами ещё раз вспомнили, как жили наши предки, узнали как называются музыкальные инструменты, одежда мордвы, закрепили слова на эрзянском языке.
Анализ и итог занятия.
А закончить наше занятие мне хочется такими словами :
Мордовия – часть нашей славной России!
Прекрасная родина светлой мечты,
Не сыщешь нигде в мире края красивей.
Об этом всегда помню я, помни ты.