Eлена Налимова
Организация музыкально-художественного творчества детей на материале современного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
В художественной практике современности отмечается всплеск интереса к фольклору, к музыке устной традиции. Причем, в творчестве композиторов интерес этот проявляется именно к сущностным и технологическим ее основам, к ее устройству и функционированию в обществе. Очевидно, эти процессы связаны с насущной потребностью современного человека в эмоциональном выражении себя через музыкальное движение и звучание, потребностью в эмоционально-чувственном общении и взаимодействии с помощью музыки с окружающим миром, тем ярче ощущаемую, чем более технократичным становится этот мир.
Публикация «Организация музыкально-художественного творчества детей на материале современного искусства» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Музыка устной традиции построена на индивидуальной импровизации, на чувственно-эмоциональном спонтанном самовыражении. При этом импровизация не является стихийной, она опирается на каноны (или «архетипы», «базовые модели», т. е. насыщенные смыслом формы и структуры, освоенные как внутри данного сообщества или музыкального стиля, так и конкретной выражающей себя в импровизации личностью. Технологический принцип устной музыкальной традиции – самовыражение и самоорганизация на основе определенных общих закономерностей. По сути, система устной музыкальной традиции – это слепок с самой жизни, в которой бесчисленные модификации рождаются на основе единых законов.
В современном искусствоведении существует взгляд на технологии устной и письменной традиции как на выражение различных миропорядков. Музыка, рожденная в русле устной традиции, ассоциируется с самой жизнью как гибкой, самоопределяющейся и самоорганизующейся системой. Письменная музыкальная традиция воплощает примат контроля, организованности, интеллекта, господства глобального, высокого, идеального над частным, сиюминутным и спонтанным ( на бытовом уровне это понимание воплотилось в выражении: «все должно быть правильно – как по нотам»). С этой точки зрения не удивительно, что игровые технологии, опиравшиеся на закономерности устной традиционной музыкальной культуры, в музыкальной педагогике ХХ века развивались преимущественно в западной Европе и полностью отвергались в советском государстве.
Современными педагогами осознается потребность в разработке новых технологий, в которых отсутствует сам дух авторитаризма, дидактизма, которые соответствуют принципам личностно- ориентированного обучения и законам творчества. Особенно актуально возрождение на современной основе традиций устной музыкальной культуры, которая позволяет любому человеку выражать себя с помощью музыки, владея не столько навыками исполнения музыкальных произведений, сколько приемами интонационного и двигательного творчества. Такие приемы содержат в себе явления художественной практики современности, в которых проступают черты устной музыкальной традиции в новом модифицированном варианте. Полагаем, что это – богатейший и почти не разработанный музыкальной педагогикой пласт, содержащий широкий арсенал приемов и техник, пригодных в качестве творческих идей для создания музыкально-игровых технологий, развивающих устную музыкальную традицию в современных условиях.
Прежде всего, отметим дух игры, экспериментаторства, творческого поиска, пронизывающий авангардные музыкальные направления : неофольклоризм, футуризм, дадаизм, конкретная музыка, сонористика и др. Художник предстает в этих направлениях деятельным исследователем окружающего мира, в котором его интересуют любые детали и подробности, в котором он может «переставлять», комбинировать и по-своему переиначивать любые «вещи» и явления.
Сам этот игровой, изобретательский подход к созданию произведения искусства и пониманию творческой деятельности близок природе детской игры, в которой ребенок познает мир и свои возможности в этом мире. В игре ребенок наделяет все окружающие его предметы собственными смыслами, создает с помощью воображения собственную картину мира, в которой многие привычные для взрослого вещи предстают в парадоксальной интерпретации. Духом подобного «ребячества» пронизаны, например, произведения Э. Сати с пародийными названиями: «Прелюд в виде коврика», «Три пьесы в форме груши», «Три подлинные дряблые прелюдии для собак», «Неаппетитный хорал», «Арии, от которых все бегут» и т. д. Подобные музыкально-поэтические идеи могут быть использованы при организации детского музицирования. В них выражается сама суть устной музыкальной традиции, в которой важен процесс творческого игрового общения с окружающим миром, а не результат в качестве сотворения высокохудожетвеного шедевра, воплощающего в себе идеальные образы мира.
В современном творчестве изменилось отношение к самой звуковой материи музыки. Эстетическая ценность музыкального звука как символа культуры, как звучащего мироощущения эпохи, стиля подверглась переосмыслению. Современное звучание воссоединилось, подобно тому, как это было в архаическую эпоху, с шумами окружающего мира, с речевым интонированием человека, добавив в эту палитру звуковые «краски» технического прогресса и синтезированные электронные звучания.
Шумовые эффекты давно заняли прочное место в музыкальной практике современности, став одним из ярких средств выразительности в детском игровом творчестве. Музыкальная педагогика преобразовала этот прием в игры детей со звуками и шумами окружающего мира. Звук – чувственно-конкретное переживание реальности, связанное с правополушарным принципом мышления. Это непосредственный контакт со сферой эмоций, интуиции, образного восприятия мира. Музыкальной педагогикой давно осознано, что игры со звуками, «живущими» в окружающем их пространстве, полезны и интересны детям, соответствуют их психофизиологическим потребностям и возможностям.