Ирина Ольшева
Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Слайд 2
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно- правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь: федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Мин. Обр науки России «Об утверждении и введении в действие ФГОС ДО от 17 октября 2013 внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования.
Публикация «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В новом нормативном документе - «Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования»(2013 г.) говорится, что речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речевое развитие познавательного цикла несут в себе необыкновенно высокий эмоционально положительный заряд, затрагивая
сферу воспитания, чувств каждого ребенка, речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.
Работа по данной теме выбрана на основе анализа. Были проведены: анкетирование
родителей и диагностика детей, которые дали возможность оценить работу, стиль общения взрослых и детей, а также аргументировано, доказана необходимость дальнейшего развития детей в речевом творчестве.
По результатам анализа образовательной деятельности были выявлены следующие недостатки;
В результатах:
- дети не достаточно хорошо владеют устной речью;
-испытывают затруднения в выражении своих мыслей, чувств, желаний;
-у детей возникает сложность в построении речевого высказывания в ситуации общения;
- недостаточно развит навык в выделении звуков в анализе слова.
По результатам анализа организации основного воспитательного процесса были выявлены следующие недостатки:
• Не соответствие тематике разных видов образовательной деятельности речевого творчества
• Нет взаимосвязи планируемых форм разнообразной деятельности речевого творчества.
• Не регулярно запланировано взаимодействие с родительским контингентом,
вовлечение родителей в образовательную деятельность речевого творчества
При организации работы выявлены следующие недостатки в условиях:
• недостаточное проведение специальных творческих заданий, развивающие речевые способности детей ; недостаточно дидактических пособий по развитию речевого творчества
• нет современных дидактических электронных мультимедийных пособий ("Какие сказки ты знаешь?" "Сочиняем сказку по картине ")
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Слайд 3
Проведя данный анализ можно сформулировать профессиональную проблему : недостаточно создано условий, средств для развития у детей дошкольного возраста речевого творчества.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Слайд 4
Чтобы решить эту проблему необходимо обозначить новые результаты
Целевые ориентиры:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляя инициативу в общении и игре
• Ребенок способен договориться, старается разрешать конфликты;
• Ребенок владеет разными формами и видами игры (сюжетно-ролевые, дидактические);
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять свои звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности;
• Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
• Пытается самостоятельно придумывать сказки, рассказы, объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• Ребенок знаком с произведениями детской литературы.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Слайд 5.
Проблему приобщения детей к речетворчеству невозможно решить в полной мере без активного участия педагога и родителей, которые, как показала практика проведения семейных гостиных, где взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениями друг друга
Одним из путей решения данной проблемы стала работа успешно используемый цикл занятий, «Сочиняем сказку» адаптированных в соответствии с современными требованиями и возрастными особенностями детей.
В результате работы в содержании образовательного процесса произошли следующие изменения:
- составлено перспективное планирование с учетом возрастных особенностей детей;
- подобранна детская и взрослая литература о формирование словесного творчества (обогащение и активизация словаря);
- подобрана игротека "Собираем коллекцию новых слов"
- разработаны конспекты игровых мероприятий совместно с родителями «Литературная гостиная».
В средствах обучения и воспитания используются:
- мультимедийную презентацию «Играем со сказкой», «Закончи предложение»;
- дидактические материалы по теме: «Живые картинки» «Играем в рифмы»
Использовались следующие методы ознакомления детей с разными видами словесного творчества : викторины, конкурсы, комплекс упражнений. Хорошие результаты дает сочетание различных приемов в рамках одной образовательной деятельности. Например: беседа с последующим рассматриванием картинок; беседа и сочинение сказок.
При контроле использовалось:
- проведение беседы в форме викторины;
- дидактические игры по теме «Придумай предложение» «Как мне повезло»
- наблюдение за поведением детей во время самостоятельной деятельности, игр, проведении практических заданий.
Используя специальные задания и упражнения, например одно из заданий выявляло умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации (соединение) новое сочинение. Сначала опрашивали детей : «Какие сказки ты знаешь?» («Курочка Ряба» и «Репка», придумать новую сказку, такую, чтобы можно было разыграть ее по ролям.
Большинство детей отказывались от выполнения этого задания, мотивируя тем, что не знают, как можно соединить сказки, хотя они называли много произведений этого жанра. Некоторые пытались выполнить задание и предлагали рассказать две сказки, но создать на основе текста не смогли.
Следующим заданием выявлено умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц. Давался план …. Этот план нацеливает детей на конструирование диалога. Проведенная работа показала, что словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности.
Для выявления уровня формирования речевого творчества мы используем педагогическую диагностику. Результаты оценки сравниваются с допустимыми критериями для того, чтобы воспитатели планировали дальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком.
Для оценки речевого развития ребенка и выявлений знаний детей используя элементы методик:
1. Веракса А. Н. «Индивидуальная психологическая диагностика» 5-7 лет.
2. «Диагностика речевого обследования детей старшего дошкольного возраста». Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные организационные).
Слайд 6
В каждом моменте детской жизни педагог использует все возможности для формирования и развития речевых творческих способностей детей. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процессе, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:
1. Кадровые:
- курсы повышения квалификации педагогов «организация проектной деятельности старших дошкольников»;
- метод объединение на тему: «Развитие творческого мышления : работа со сказкой»;
- овладение педагогами новыми инновационными технологиями.
2. Научно-методические:
- методические пособия для работы с детьми по составлению заготовок, пособие по описательной характеристике;
- цикл занятий по формированию у детей представления литературного героя;
- сценарии тематических мероприятий по теме «Путешествие в страну знаний».
3. Материально-технические:
- приобретение ноутбука;
- наглядное сопровождение: мультфильмы, иллюстрации с изображением ситуаций по теме. Приобретение новых комплектов развивающих игр.
4. Информационные:
- приобретение литературы;
- плакаты.
5. Организационные:
- использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения эффективности работы по составлению детьми творческих рассказов;
- совместная деятельность педагога по музыке в театрализации, инсценирование русских народных сказок, песен.
- совместная деятельность педагога, родителей и детей в рамках познавательной деятельности «Путешествие по русским народным сказкам».
6. Нормативно-правовые:
Разработано:
- перспективное планирование по формированию у детей речевого творчества и знакомства с художественной литературой.
- план работы с родителями.