Кангина Ирина
Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре и искусству, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра-средство ознакомления детей с жанрами музыкального искусства» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Жанры изобразительного искусства
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: формирование у дошкольников элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей. Решая эти задачи, музыкальные руководители ДОУ рассказывают детям о различных музыкальных жанрах, развивают у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности.
Песня, танец, марш - жанры, доступные восприятию дошкольников даже на начальной стадии их музыкального развития. Именно поэтому знакомить детей с основными жанрами я начинаю с раннего возраста.
В первой младшей группе проводим с воспитателями игру «Разбудим Таню» Цель: Учить детей различать музыку разного характера : ласковую колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия соответствующие данной музыке.
Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.
Ход игры: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу, а затем предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают в ладоши под весёлую музыку – «кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок», «мишка».
Малышам очень нравится игра «Что делают зайчики?» или «Что делает кукла?».
Цель данной игры: Развитие слухового восприятия и музыкальной памяти у детей.
Задачи: учить детей слушать музыку; различать характер музыки – веселая (плясовая) и спокойная (колыбельная).
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий. Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили – были зайцы. Они были очень весёлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут) под музыку соответствующего характера.
Решая задачу ознакомления дошкольников с жанрами музыки, с детьми старшего дошкольного возраста музыкальные руководители проводят музыкально-дидактическая игру «Песня, танец, марш».
Цель игры:
1. Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш, их характерных особенностях, дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.
Ход игры:
1-вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик», «лицо» - спящее, плачущее, весёлое).
Есть несколько вариантов оформления этой игры:
- на карточках могут быть изображены флейта (условное изображение песни, бубен (танец, барабан (марш);
- на карточках может быть изображён поющий ребёнок, танцующие дети, марширующие (дети фишками закрывают картинку, условно соответствующую прослушанной музыке);
- детям могут быть предложены карточки из картона, разделённые на три квадрата двумя вертикальными линиями и отдельные (такого же размера) квадраты с изображениями, о которых говорилось ранее; дети прослушивают три музыкальных произведения, поочерёдно определяют жанр каждого из них и закрывают пустые квадраты на прямоугольной карточке.
Пособия этого типа можно использовать и для ознакомления детей с разновидностями внутри одного жанра. Рассмотрим это на примере. При проведении игры «Чей это марш?» у детей развивается умение различать характер марша и соответственно на прямоугольной карточке изображены шагающие дети, марширующие солдаты и игрушечные солдатики.
В подготовительной к школе группе я провожу игры «Три танца». Цель игры: развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.
Описание. Пособие возможно в двух вариантах.
1-й вариант. Такие же карточки, как и в предыдущих играх, изображены гармошка (для определения звучания плясовой музыки, цитра (вальс,
бубен (полька). Три фишки.
2-й вариант. Вместо изображений инструментов можно использовать цветные карточки (например, зелёная соответствует плясовой, голубая – вальсу, оранжевая – польке.);
Детям очень нравится игра-лото «Три кита музыки»
Данный дидактический материал представляет наборы карточек с изображением различных музыкальных жанров : танец, песня, марш.
Музыкально-дидактическая игра «Три кита» (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать.
Особенностью музыкально-дидактической игры «Три кита» является и то, что она может использоваться и на занятиях с дошкольниками, а также использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в игровой деятельности.
Организую музыкально-дидактическую игру «Что играет крокодил Гена?»
Цель игры: обогащать музыкальный опыт детей, развивать умение определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки. Необходимый материал: карточки с изображением крокодила Гены и картинками, соответствующими основным жанрам музыки
Ход игры:
Музыкальный руководитель говорит, что сегодня в гости к ребятам пришел крокодил Гена с гармошкой. Он знает много различных мелодий и куплетов, но как эта музыка правильно называется - не знает. И просит помочь разобраться ребят! Напоминает ребятам, что в музыке существует три основных жанра - песня, танец, марш. Затем дети слушают предложенные музыкальные отрывки и определяют к какому жанру музыки они относятся. Дети передвигают ленточку на гармошке и показывают свой результат. Музыкальный материал к игре - программные произведения соответствующие возрасту детей и реализуемой программе детского сада. А ещё ребятам нравится игра – моделирование на знание жанров музыки - «Волшебный веер».
Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих
детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.
Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.
Методика проведения: Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей. Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!» Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра». Дети встают в круг.
Педагог продолжает: «Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много. (Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга). Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? (Ответ детей). Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.
Интересно проходит игра «Что делают в домике?»
Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке : танец, марш и колыбельная. Музыкальный центр и поощрительные значки.
Ход игры. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель (воспитатель, если игра проводится в группе) играет на фортепиано (или звучит мелодия на СД). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков. Игра проводится при проведении НОД и в свободной деятельности.
Игра «Удивительный светофор»
Игровой материал: фланелеграф, большой светофор.
Раздаточный : карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.
Ход игры:
Педагог (показывает большой светофор) и говорит:
- Вот горит светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он — узнай, а захочешь — выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог проигрывает произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки. Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.
Кроме перечисленных игр, педагоги могут сделать своими руками игры на закрепление детьми знаний жанров музыки «Лото», «Домино».
Итак, музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Как показывает практика, систематическое применение в работе с дошкольниками музыкально - дидактических игр повышает у воспитанников интерес к музыке, к жанрам музыкального искусства, обогащает их новыми знаниями и способствует быстрому овладению детьми музыкального репертуара.
Литература:
1) Л. Н. Комиссарова. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» – М. : «Просвещение», 1986.
2) Н. Г. Кононова. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя».
3)Н. А. Ветлугина «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;