Нуруллаева Нигина Иноятовна
Использование игровых технологий как средство интеллектуального развития в работе со старшими дошкольниками (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
1. слайд
Использование игровых технологий как средство
интеллектуального развития в работе с детьми старшего
дошкольного возраста.
2. слайд:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
3. слайд:
Публикация «Использование игровых технологий как средство интеллектуального развития в работе со старшими дошкольниками (из опыта работы)» размещена в разделах
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
4. слайд:
Период дошкольного детства хорош тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Правильно организованная педагогом игра, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.
Игровые технологии предусматривают :
1. Отбор
2. Разработку и подготовку игр
3. Включение в них воспитанников ДОУ
4. Контроль хода игры
5. Подведение итогов
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ :
• делает ребёнка более активным;
• повышает познавательный интерес;
• развивает память, мышление и внимание;
• способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
5. Слайд:
Цели и задачи игровых технологий :
Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
6. слайд:
Приёмы игровых технологий
Применяемые в детском саду приё мы принято условно делить на 3 основных группы:
1. Словесные (Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов).
2. Наглядные (эти приемы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками; картинки, карточки, презентации, видеоролики и т. п).
3. Практические (при выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает на своём примере, как и что нужно делать).
7. слайд
По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.
• Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.
8. слайд:
Что такое интеллект и интеллектуальное развитие.
Внедрение ФГОС ориентирует сегодня педагогов на воспитание личности, обладающей такими качествами, как инициативность и любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, способность решать интеллектуальные, личностные задачи.
Следовательно, меняются и функции педагога. Сегодня он -организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
Современные педагоги должны ориентироваться на развивающее обучение, использовать такие технологии, в которых сочетались бы познавательные, игровые, поисковые и учебные элементы в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Что же такое интеллект? Найти конкретное определение очень сложно.
Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что это способность усваивать информацию и использовать в необходимый момент.
Альфред Бине считал, что интеллект - понятие врожденное и остается неизменным на протяжении жизни. К высшим психическим процессам он относил внимание, понимание, память, воображение.
Л. С. Выготский считал, что интеллект — это не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению.
Говоря об интеллекте, часто имеют в виду развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение, речь.) В старшем дошкольном возрасте происходят коренные изменения в развитии всех психических процессов. Дети взрослеют и уже делают что-либо осознанно.
9. слайд:
Возраст 6-7 лет является сензитивным (благоприятным) для освоения игр с правилами, к ним относятся развивающие игры-головоломки. В современной педагогике существует огромное количество игр, которые развивают логическое мышление, смекалку и сообразительность, учат рассуждать и гибко мыслить.
Каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
В своей работе я стараюсь использовать современные развивающие игры и головоломки. Например, игры Воскобовича Вячеслава Вадимовича, он является разработчиком новых, интересных игр, которые привлекают своей неординарностью, ярким дизайном, разнообразием и множеством игровых операций.
10. слайд:
Петербургский автор игр и пособий, создатель развивающей методики для детей 3-7. Воскобович Вячеслав Вадимович в начале 90-х придумал развивающие игры и пособия. «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Складушки». Классикой этого периода стал «Двухцветный квадрат», прозванный в народе «трансформером Воскобовича»
Развивающие игры Воскобовича многофункциональны и несут в себе творческий потенциал.
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из разноцветных «паутинок» квадрата «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
11. слайд:
Игры Геоконт, квадрат Воскобовича (Костя, и наш аналог
12. слайд:
Считается, что дети не любят математику. В работе педагогам ДОУ необходимы учебные пособия, которые позволяют в занятной игровой форме довести до детей понимание основных математических понятий научить сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях. Одним из таких пособий являются палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, интеллектуальная игра Никитина «Сложи узор».
13. слайд:
Джордж Кюизенер бельгийский педагог. Автор уникальной методики раннего развития детей. Разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
14. слайд:
Фото детей с палочками (Лиза, Андрей, Даша)
15. слайд:
Золтан Пал Дьенеш венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики.
С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.
16. слайд:
Фото детей с блоками.
17. слайд:
Игры Никитина «Сложи узор» Игра состоит из 16 кубиков грани которых окрашены различно в 4 цвета и карточек с заданиями.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и способность к комбинированию. не только безумно нравятся детям, но и очень полезны для раннего развития.
В процессе занятий у детей развивается воображение, мелкая моторика, активизируется творческая деятельность, ребенок учится анализировать, синтезировать, впоследствии самостоятельно изобретает новые узоры.
18. слайд:
Всеми любимые интеллектуальные игры «Шашки» и «Шахматы».
Игры в шашки и шахматы стимулируют мыслительную деятельность детей; вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и самое главное- развивают память, настойчивость и решительность.
Дети, обучающиеся этим играм, становятся самокритичнее, привыкают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Фото детей с шашками.
19. слайд:
«Давайте вместе поиграем»
Пусть эти слова станут волшебным мостиком между
взрослыми и детьми по дороге в страну знаний.
Спасибо за внимание!