Ирина Штельма
Предупреждение речевых нарушений. Консультация для родителей
Предупреждение речевых нарушений.
По данным мировой статистики. Число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер.
Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
Публикация «Предупреждение речевых нарушений, Консультация для родителей» размещена в разделах
В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.
Работа с детьми, имеющих фактор риска речевых нарушений, строится исходя из сущности патологии ЦНС.
Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка,так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности.
Коррекционно-педагогические мероприятия включаю в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взора, его прослеживание, слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности, развитие рефлексов орального автоматизма, вызывание голосовых реакций.
К биологическим факторам риска нарушений генетического характера относится нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость).
Исследователи отмечают у леворуких детей асинхронию развития некоторых функций : опережение эмоционально-мотивационного ситистемогенеза и отставание в дифференциации психомоторики. Недоучет психомоторики может привести к появлению патологии речи. (в частности к заиканию). Одной из профилактических рекомендаций может быть запрещение насильственной переориентации леворукий в праворуких.
К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологии речи. Именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией. В целях первичной профилактики речевых нарушений у ребенка из семьи. Отягощенной речевой патологией, необходимо начать логопедические занятия в младшем дошкольном возрасте.
Для своевременного развития речи мать и другие лица. Окружающие ребенка. Должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.
У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.
Необходимо помнить, что родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желание ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.
Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.
К 3 годам у ребенка словарь включает 1000-1200 слов. К этому возрасту речь является его самостоятельным видом деятельности. При общении с ребенком. Который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.
Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи. «захлебывания» словами, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.
Когда взрослые имеют неправильное произношение, либо забавляясь, копируют речь ребенка. Процесс овладения правильным звукопроизношении ем затрудняется. Аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку нужно специальное обучение у логопеда.
В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки. Что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слов и слогов, произнесении слов в период вдоха. В норме это исчезает к 4-5 годам жизни. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. В этом случае нужно разучивать с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пение и декламация, сопровождающиеся движением, совершаемых в определенном темпе. _н-р, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с ребенком надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривать окончания.